Исследование самооценки обучающихся юношеского возраста
Введение
Актуальность исследования. Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других. Относясь к ядру личности, самооценке является важным результатом ее поведения. Во многих исследованиях (А.В.Захарова, А.М. Прихожан и др.) показано центральное место самооценки в структуре личности.
Самооценку как системообразующее и интегративное ядро индивидуальности и структурный компонент «Я-концепции» определяют ученые Р. Бернс, Т.В. Драгунова, А.И. Липкина, Л. Пепло, Л.А. Рыбак, М. Мицели, Д.И. Фельдштейн и др. Общим в этих исследованиях выступает признание самооценки как важнейшего регулятора направленности личности, ее развития; самооценка представлена как аспект самопознания, открытие «Я» через других в процессе общения. Работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. посвящены деятельностному подходу как принципу изучения психики, являющейся основой формирования самооценки; перспективные тенденции по изучению человеческого «Я» как принципа, организующего развитие человека, раскрыты в трудах В.П. Зинченко, М. Мамардашвили, Л.А. Когана.
Юношеский возраст - представляется в психологии, как один из наиболее трудных периодов становления полноценной личности. Главным фактором формирования психологических особенностей развития юношей и девушек является появление адекватной самооценки. В трудах многочисленных психологов, исследования посвящены юношескому возрасту, чаще всего акцент ставится на элементах развития адекватной самооценки и самосознания личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование самооценки обучающихся юношеского возраста 6
1.1Сущность и структура понятия «самооценка» 6
1.2Психолого-педагогическая характеристика детей юношеского возраста 15
1.3 Особенности самооценки в юношеском возрасте 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки обучающихся юношеского возраста 25
2.1Процедура и методика эксперимента 25
2.2Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 27
2.3Методика формирования адекватной самооценки в юношеском возрасте 32
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список литературы 40
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Академический проект, 2011. — 480 с.
2. Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности. - Самара: Изд. Дом "Бахрах", 2013. - 322с.
3. Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента. М., Просвещение, 2014. -278 с.
4. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2013 г. - 656 с.
5. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 2009 г., №4, с.22-34
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 2017. - 78 с.
7. Гербет, О.И. Формирование положительной самооценки подростков детского приюта: / О.И. Гербет: Сб.мат. Всерос. Науч.-практ. симп. Алтайский гос. ун-т. – Барнаул: Изд-во Алт. ун- та, 2013. – 620 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А. Психология личности. Тексты. М.: Издательство Московско- го университета, 2012. - 289с.
9. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной М.: Просвещение, 2017. - 220 с.
10. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопр. Психол.2018.-№ 4.- 96с.
11. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск: РБПК «Белинкомаш», 2016. – 145 с.
12. Захарова А. В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 2016. № 1 (34). С. 41-43.
13. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2014. - 234 с.
14. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Перевод с фр. – М.: Педагогика, 2011. -176с.
15. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2019. - 278с.
16. Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 2011.- 71с.
17. Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ . 2019 г., с.91-96
18. Корнеева Л. Н. Самооценка как фактор саморегуляции пилота: Автореф. канд. дис. Л., 2014. - 17 с.
19. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь. 2011. — 317 с.
20. Липкина А. И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. М., 2018. - 35 с.
21. Макдауэлл Д. «Его Образ – мой образ». М.: Новая жизнь, 2016-189с.
22. Максименко С.Д.Общая психология. - М.:Рефл-бук, 2019. - 528 с.,
23. Мисюрина Т. Э. Преодоление неадекватной самооценки у старших подростков в процессе их приобщения к общественно-полезной деятельности. Алма-Ата, 2018, - с.16.
24. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие - М.: Флинта, 2010. - 46 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2010. - 389с.
26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Издательство политической литературы, 2010 .- с. 352.
27. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М., 2010. - 184 с.
28. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. –Самара:Издательский Дом«БАХРАХ-М»,2011- 672 с.
29. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2011 г., 440 с.
30. Психология подростка. Учебник./ Под ред. члена корреспондента РАО А. А.Реана - СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2013. - 480 с
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. - 624 с.
32. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 2014. - 32 с.
33. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2019 г. - 720 с.
34. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопр. Психол. 2015. - № 3. С. 62 - 72.
35. Соколова Е.Т., Столинн В.В.. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 2019, - с.87
36. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М, 2017.-179с. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, 2000, № 1. .С.69-79.
37. Bluth D.,Simmons R., Carton-Ford S. (1983) The adjustment of early adolescents to school transition. Journal of Early Adolescence 3, 105-120. Block J., R. Robins (1993). Longitudinal Study of Consistency and Change in Self-Esteem from Early Adolescence to Early Adulthood. Child Development,Vol. 4, № 3, 879-923.
38. Fein, D., O.Neill S., Frank L.,Velit K. (1975). Sex differences in preadolescent self-esteem. The Journal of Psychology, 90, 179-183.
39. O.Malley P., Bachman J. (1983) Self-esteem: Change and Stability between ages 13 and 23. Developmental Psychology, 19, 257-268
Модель базируется на принципах личностно-ориентированного подхода: принципе диалогичности, субъектности, индивидуальности, взаимосвязи компонентов. Организационно - педагогическими условиями, способствующими формированию положительной самооценки юношей, являются: использование личностно - ориентированного подхода; использование историко-педагогического и современного опыта воспитания; обеспечение успешности подростка в социально и личностно значимой для него деятельности; гуманизация взаимодействия субъектов культурно-воспитательной среды школы и окружающего социума; реализация программы формирования положительной самооценки.
В организационно-деятельностном плане формирование положительной самооценки в подростковом и юношеском возрасте представляет собой процесс, в структуре которого выделяются следующие этапы: диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий.
Целевой компонент модели представлен единством цели и системы задач. В основе целевого компонента модели формирования положительной самооценки в юношеском возрасте лежит специфическая деятельность педагогов, представляющая собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий педагогов и учащихся, направленных на создание педагогических условий, способствующих развитию личностных качеств юношей, его ценностей и отношений. Модель рассматривается как условие повышения эффективности данного процесса.