Особенности тревожности младших школьников

Цель исследования: изучить особенности тревожности младших школьников
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.01.2023
Объем файла
8045 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена увеличением в настоящее время числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. 
Тревожность имеет яркую возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
В данные «возрастные пики» тревожность выступает как неконструктивная, вызывающая состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Тревожность, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому своевременное выявление причин возникновения повышенной тревожности будет способствовать снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и классификация видов тревожности………………………….…..6
1.2 Причины появления тревожности у младших школьников ……………….9
1.3 Особенности тревожного поведения младших школьников…………......13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников…………………………………………………………………..…..16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…...............................18
Заключение…………………………………………………………………….…22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М., 2017. – 176 с.

2. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117.

3. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. – 368 с.

4. Воронцова Е.А. Социология социализации: проблемы и перспективы развития науки в современной России. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 36-41.

5. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.

6. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус. – 2005. - № 5. – С. 21-29.

7. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - М.: Речь, 2005. - 320с.

8. Изард К. Страх и виды тревожности. - М., 2008. – 321 c.

9. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. - Алма-Ата, 2004. – 299 с.

10. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 13-23.

11. Левина И.Л. Школьная адаптация, и ее нарушения. – Новокузнецк.: ИПК., 2002.

12. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001.

13. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей. // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 3. - С. 39-48.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 456 с.

15. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.

16. Прихожан А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика. // Школьный психолог. – 2014. – № 8. - С. 16-22.

17. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. – Самара.: Летопись, 2015. - 458 с.

18. Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 1. C. 76–85.

19. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк.  Воспитание. - 1996. - № 4. – С. 12-38.

20. Слепичева О.А. Тревожность и ее последствия. - СПб.: Изд-во Меридиан, 2013. - 315 с.

21. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда: Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зиненко, Б.Г. Мещерякова - М: Педагогика – Пресс, 1999. – 490 с.

22. Трушинский  З.К. Основные понятия адаптологии и классификация адаптаций. // Основные механизмы адаптации человека. – М.: Наука, 1993.

23. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.

24. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.

25. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.

Из данных, представленных в таблице, видно 7% обследуемых школьников испытывают высокую личностную тревожность, 7% - тревожность ниже среднего, 86% испытывают средний уровень тревоги.  Показатели шкалы лжи не превышают 6 баллов, что говорит об искренности респондентов при выборе ответов на каждое утверждение.  Полное отсутствие тревожности, которое не считается признаком благополучия и может быть симптомом скрытой, неосознанной тревоги, встречается среди обследуемых школьников крайне редко. Так же имеются редкие случаи показателей высокой тревожности. Преобладающим выявлен средний уровень тревожности, в некоторых случаях с тенденцией к высокому, что необходимо для успешной адаптации и продуктивной деятельности школьников. Далее, анализировались результаты по методике Шкала личной тревожности А.М. Прихожан . В ходе обработки результатов выяснилось, что по шкале общей тревожности среди респондентов преобладает нормальный уровень тревожности и несколько повышенная тревожность. Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Шкала личной тревожности А.М. Прихожан представлены в Таблице 2.