Стресс как причина школьной дезадаптации

Цель работы: изучить факторы, повышающие уровень стресса у детей школьного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.01.2023
Объем файла
101 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность данной курсовой работы обоснована тем, что как у взрослых, так и у школьников в жизни достаточно моментов, вызывающих состояние стресса. Взрослые испытывают стресс от работы, от ежедневных дел, которые они должны выполнять. Значит ли, что из-за того, что школьникам не приходится выполнять много обязанностей, то они не испытывают стресс? Так, по данным исследования «Уверенность в процессе обучения» аналитической компании Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education, которое есть в распоряжении ТАСС , были получены данные свидетельствующие о том, что российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости (79% респондентов). Китай занимает вторую позицию по этому показателю (64%). На третьем месте Германия (61%). Факт в том, что многие подростки подвержены стрессу. 
Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь подростков. Требования школы, оказывающие давление на подростков, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть подростковой энергии. Так, по данным все той же статистики, на вопрос «Когда меня сравнивают с другими учениками, я чувствую беспокойство» 55% учеников из России ответили положительно. 
Сталкиваясь с неудачами в жизненно важных для ребенка сферах и неумением их предотвратить, ученик часто приобретает индифферентное отношение (дезадаптацию) к жизни. Проблема дезадаптации учащихся в условиях ОУ сложна и многогранна.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Представления о стрессе в психологии 6

1.1 Понятие стресса. Его виды и основные особенности 6

1.2 Причины и особенности проявления школьного стресса 14

Вывод по 1 главе 17

Глава 2. Эмпирическое исследование школьного стресса 19

2.1 Методы исследования уровня стресса у подростков и детей 19

2.2 Анализ результатов 20

2.3 Рекомендации по преодолению школьного стресса 25

Вывод по 2 главе 27

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Список использованной литературы

1. Абдусаматова Ш.С., Эмоциональный дистресс, угроза собственному «я», как обязательный компонент жизни человека// Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS).-2021.

2. Абиева Э.Т. Психологические причины панической атаки // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2021. – С. 61-66.

3.   Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В., Рябоконь И.В. Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика// ст. здоровые дети, счастливые дети, Москва 2014.

4. Багова, Р. Х. Подготовка будущих педагогов к профилактике школьного стресса у обучаемых / Р. Х. Багова, Ж. Х. Тхагапсова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 111-115. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-pedagogov-k-profilaktike-shkolnogo-stressa-u-obuchaemyh (Дата обращения: 14.05.2022).

5. Беспанская-Павленко Е.Д. Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента / Е.Д. Беспанская-Павленко, Е.А. Петрова // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса: материалы III междунар. науч.-практ. конф. – Витебск, 2013. – С. 128-130. – Электрон. копия доступна на сайте Репозитория ВГУ. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 02.03.2022).

6. Браткова В.А. Взаимосвязь типа темперамента с уровнем психологической адаптивности и стрессоустойчивости личности // Наука. Технологии. Инновации: сб. науч. тр. / под ред. Цыганковой О.Е. – Новосибирск, 2017. – С. 129-131.

7. Бурченкова Л.Ш. Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков // Молодой ученый. – 2013. – № 12 (59). – С. 802-804.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.moluch.ru/archive/59/8414/ (18.03.2022).

8. Ганиева А.Ф. Основные виды и стадии развития стресса // Молодежь и системная модернизация страны: сб. науч. ст. 3 междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых / отв. ред. А.А. Горохов. – Курск, 2018. – С. 25-28. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35117268 (дата обращения: 22.03.2022). – Доступ после регистрации. Грегор О. Как противостоять стрессу. [Текст] / О.Грегор. – М.: Жизнь, 2012. – 384 с.

9. Гиндуллина Д.И. Причины и последствия стресса // Молодежь и наука: шаг к успеху: сб. науч. ст. 2 всерос. науч.-практ. конф. перспектив. разработок молодых ученых / Юго-Зап. гос. ун-т ; Моск. политех. ун-т. – Курск, 2018. – С. 344-347. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32852774 (дата обращения: 03.04.2022). – Доступ после регистрации.

10. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 6, № 1. – С. 27-39. – Электрон. копия доступна на портале психол. изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/files/29159/KIP_2010_1_Ermakova.pdf (дата обращения: 16.03.2022).

11. Исаченко А.В. Страх как причина и последствие стресса / А.В. Исаченко, Е.А. Рудко // Материалы докладов 48 международной научно-технической конференции преподавателей и студентов, посвященной 50-летию университета. – Витебск, 2015. – С. 19-20. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26875939 (дата обращения: 03.04.2022). – Доступ после регистрации.

12. Исследование: школьники России больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости. [Электронный ресурс]. – 2019. – URL: https://tass.ru/obschestvo/6810398?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 20.05.2022).

13. Исследование: школьники России больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости, электрон. ресурс, URL: https://tass.ru/obschestvo/6810398 (дата обращения: 01.11.2021).

14. КИМ Е. А. ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В СИТУАЦИЯХ СТРЕССА //За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. – 2021. – С. 109-112.

15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.:1983.

16. Колобродова Н.В. Понятие, виды и причины профессионального стресса // Интернаука. – 2017. – № 11/1 (15). – С. 57-60. – Электронная копия номера доступна на сайте изд-ва "Интернаука". URL: https://internauka.org/archive2/internauka/11(15_1).pdf (дата обращения: 22.03.2022).

17. Кутбиддинова Р.А. Исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и темперамента личности / Р.А. Кутбиддинова, Е.А. Пек // Национальная Ассоциация Ученых. – 2016. – № 6 (22). – С. 87-89. – Электрон. копия номера доступна на сайте ГПНТБ СО РАН. URL: http://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/National_22_14.pdf page=88 (дата обращения: 05.03.2022).

18. Кутбиддинова Р.А. Психология стресса: (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции) / Р.А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019. – 122 с. – Электронная копия доступна на сайте СахГУ. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 22.03.2022).

19. Лапко Д.Р. Стресс, его характеристика и причины возникновения // Научный поиск курсантов: сб. материалов вуз. науч.-практ. конф. / редкол.: В.В. Борисенко [и др.]. – Москва, 2019. – С. 150-151. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40166308 (дата обращения: 30.03.2022). 

20. Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб. 1997. 208с.

21.    Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина – изучение школьной мотивации пятиклассников.

22. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. –М. Издательство ВЛАДОСПРЕСС. 2003. – Ч.2. С. 332.

23. Нечаенко И.Я. Особенности причин возникновения и путей совладания со стрессом // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: материалы XII междунар. науч.-практ. конф. – Махачкала, 2016. – С. 172-174. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28288718 (дата обращения: 13.03.2022). – Доступ после регистрации.

24. Прокопец И.О. Стресс – определение, фазы, виды, симптомы // Психология личности: изучение, развитие, самопознание: сб. науч. материалов / под общ. ред. О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 97-105.

25. Резапкина Г.В. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии», [Электронный ресурс]. - http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2104 (дата обращения: 15.04.2022).

26. Селье, Г. Стресс без дистресса/ Ганс Селье; под ред. Е. М. Крепса; предисл. Ю. М. Саарма; пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. Москва: Прогресс, 1979. 124 с.

27. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

28. Семизоров Е.А. Стресс в жизни человека и его причины // Агропродовольственная политика России. – 2016. – № 12 (60). – С. 83-85. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27688330 (дата обращения: 02.04.2022). – Доступ после регистрации.

29. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.А. Формирование стресса и его проявления у учащихся в условиях действия различного уровня напряженности учебного процесса. Профилактическая медицина. 2019;22(6): Вып. 2:61-66.

30. Соколова Е.А., Солдатова С.В. Школьный стресс: причины возникновения и профилактика// ст. в сборнике трудов конференции: Психология стресса субъектов образовательного процесса: диагностика, коррекция, профилактика./ Орехово-Зуево, 2018.- С. 22-24.

31. Трифонова E.F. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. – 2013. – № 155. – С. 71-83; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsionnyy-potentsial-lichnosti-i-psihosomaticheskiy-risk-problema-koping-kompete... (21.03.2022).

32. Хасанова Л.Д. Основные виды стресса в подростковом возрасте // Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности: теория и практика: материалы II краевой студ. науч.-практ. конф. / Перм. гос. ун-т, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – С. 45-47. – Электронная копия сборника доступна на сайте Перм. ун-та. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/sborniki/Aktual_problemy_soc_raboty_2010.pdf (дата обращения: 22.03.2022).

33. Чобанов Р.Э. Выявление и оценка причин формирования эмоционального стресса среди городского населения в условиях гиперурбанизации / Р.Э. Чобанов, А.О. Бадалова // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2017. – Т. 148, № 1. – С. 30-34. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-i-otsenka-prichin-formirovaniya-emotsionalnogo-stressa-sredi-gorodskogo-naseleniya-v-usloviyah-giperurbanizatsii (дата обращения: 03.04.2022).

34. Шагивалеева Г. Р., Бисерова Г. К., Бильданова В. Р. Психология стресса и методы его профилактики. – 2015.

35. Шнайдер О.В. Понятие "стресс" и основные его виды в психологии // Психология личности в современных условиях: сб. науч. тр. – Магнитогорск, 2021. – С. 72-76. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46577816 (дата обращения: 22.10.2021). – Доступ после регистрации.

36. Ящук Н.Ю. Взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости личности // Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск [и др.], 2016. – Ч. 3. – С. 130-131. – Электрон. копия сборника доступна на сайте Академии управления. URL: http://www.academymanag.ru/files/sbornik270616_3.PDF page=130 (дата обращения: 22.03.2022).

По мнению Шелдона Левиса, автора книги «Ребенок и стресс» , специалиста по психологическим аспектам здоровья, большую помощь школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со школьным стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать его или, по возможности, избегать. Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.