Дознание как форма предварительного расследования

Целью данной работы определяю разбор института дознания и его оценка, как формы предварительного расследования, как и выявление имеющихся проблем и определение необходимых предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства, а также доскональное изучение данного института и сравнение его с органом следствия
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
27.01.2023
Объем файла
122 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в нашей стране можно наблюдать довольно сильное преобразование уголовной юстиции, именно поэтому я предполагаю, что выбранная мной тема является актуальной на сегодняшний день.
В первую очередь необходимо сказать, что данные преобразования в уголовной юстиции связаны с принятием нового Уголовно- процессуального кодекса, ведь в свою очередь именно с его принятием начинается новый этап преобразований в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, который в том числе также затрагивает регламентацию досудебного производства.
В процессе данной модернизации института дознания в целом, большую часть, а именно ¾  направлены на усиление защиты прав и свобод человека, но не стоит так же забывать, что в процессе любого преобразования, все его недоработки быстро всплывают на поверхность, именно так и происходит в настоящее время. Данная модернизация освещает целый ряд проблем, которые касаются ряда ограничений введенных в Уголовно-процессуальный кодекс для института дознания.
Анализируя правовые нормы, а также практику их применения, представленная на сегодняшний день форма дознания, располагает нас к некоему выводу, а именно к тому, что задачи, которые ставятся перед предварительным следствием, по факту в полной мере не реализуются посредством уголовно-процессуальных норм, которые были даны новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ для дознания.
Законодатели нового УПК РФ представили перед нами задачу заключающуюся в том что нам необходимо преодолевать данные проблемы дознания не процессуальными путями а посредством оперативно-розыскной и организационно- управленческой деятельности. В совокупности этого, данные нормы регламентирующие названные ранее отрасли, минимизируют эффективность этих средств, пример предстает в части 2 статьи 41 УПК РФ, где идет запрет производить дознание лицу, который осуществил по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Представленная ситуация раскрывает перед нами картину некоего кризиса в современном дознании. Но раз в действительности имеется ряд проблем, значит должны быть проложены пути их решения, именно это и является актуальным вопросом, а именно поиск законного выхода из данной ситуации. 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 Общая характеристика дознания как формы предварительного расследования 6

1.1 Процессуальные формы предварительного расследования 6

1.2 Сущность и виды дознания, как формы предварительного расследования в современной России 12

Глава 2 Процессуальный статус органов и должностных лиц, осуществляющих дознание 25

2.1Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания 25

2.2. Дознаватель и его процессуальный статус 36

2.3 Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания 40

как участники уголовного судопроизводства 40

Глава3 Актуальные проблемы дознания как формы предварительного расследования 46

3.1 Проблемы производства дознания по очевидным преступлениям 46

3.2 Проблемы определения сроков производства предварительного расследования в форме дознания. 57

Заключение 61

 

Список использованной литературы

 Нормативные акты

1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) и далее.

2. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)

3. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)

4. Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Научная литература

5. Мичурина О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы реализации в ОВД: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 42.

6. Юридический энциклопедический словарь / под ред. О.Е. Кутафина. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 150.

7. Победкин А.В. О ценности процессуальной формы в условиях правового нигилизма в России // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 2. С. 46- 48.

8. Лодкин А.Е. Дознание: история развития, проблемы и перспективы // Закон и право. 2007. № 6. С. 75.

9. Науменко О.А. Обеспечение прав личности при производстве дознания: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. С. 31.

10. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 84.

11. Кальницкий В., Муравьев К., Воронов Д. Концепция дознания в сокращенной форме: достижения и вопросы совершенствования // Уголовное право. 2013. № 3. С. 81.

12. Алимирзаев А.А. Доказывание в сокращенных формах уголовного судопроизводства по делам публичного обвинения: дис. … канд. юрид. наук. Махачкала, 2014. С. 149.

13. Панокин А.М. Дознание в сокращенной форме // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 915.

14. Качалова О.В. Ускоренное производство в российском уголовном процессе: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 268–269

15. Гирько С.И. О некоторых проблемных вопросах процессуальной регламентации ускоренного досудебного производства // Российский следователь. 2010. № 15. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

16. Аширбекова М.Т. О критериях дифференциации форм дознания // Дознание в сокращенной форме: вопросы законодательной регламентации и проблемы правоприменения: сб. ст. / общ. ред. и предисл. И.С. Дикарева. Волгоград, 2013. С. 9.

17. Анненкова А.С. Дознаватель и следователь: должны ли быть одинаковыми процессуальные полномочия? // Прокурор. 2015. № 1. С. 82.

18. Есина Л. С., Федулова И. И. К вопросу о процессуальной самостоятельностидознавателя // Вестник Московского университета МВД России

19. Федулова И. И. К вопросу о понятии «дознаватель» // Вестник Московского университета МВД России. № 5. 2012

20. Есина А. С., Арестова Е. Н., Жамкова О. Е. Дознание в органах внутренних дел. Учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2019. 170 с.

21. Гирько С.И. «Оптимизация дознания органов внутренних дел»//Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов № 22 по материалам межведомственного круглого стола «Процессуальные, организационные и криминалистические проблемы расследования преступлений органами дознания». -М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2019. -С. 3 -8

22. Цоколова О.И., Осипов Д.В. «О концепции развития дознания в системе МВД России»//Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов № 23 по материалам межведомственного семинара -совещания «Органы дознания системы МВД России в условиях реформирования уголовно -процессуального законодательства». -М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. С. 6 -10

23. Дознание в органах внутренних дел / Ф.К. Зиннуров и [др.]; под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. - 431 с.

24. Боярская А.В. Проблемы юридической конструкции предмета доказывания в рамках сокращенного дознания//Рос. юстиция. 2019. № 10.

25. Пешков М.А. Новый вид предварительного расследования -дознание в сокращенной форме//Новый юрид. журнал. 2019. № 2.

26. Доля Е.А. Особенности дознания при производстве дознания в сокращенной форме//Рос. судья. 2018. № 6

27. Канокова Л. Ю. Проверка поводов для возбуждения уголовного дела как обязательный этап начала производства по делу // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6 (44). С. 89-91

28. Василенко Л.А., Науменко О.А. Дознание в сокращенной форме и его эффективность в досудебном производстве//Общество и право. 2019. № 2. С.44

29. Евстигнеева О.В. «Дознание в сокращенной форме в свете требования справедливости уголовного судопроизводства»//Вектор науки Тольяттинского государственного университета, Серия: Юридические науки. 2019. № 2 (17). С. 41 -44

30. Герасенков В.М. «Актуальные вопросы производства дознания в сокращенной форме»//Вестник Брянского государственного университета. № 1 (2018): Педагогика и психология. История. Право. Литературоведение. Языкознание. Экономика. Точные и естественные науки. Брянск: РИО БГУ, 2018. С. 177 -181. 

31. Кругликов А.П. Дополнение УПК новой главой о дознании в сокращенной форме и некоторые проблемы дифференциации уголовного судопроизводства//Рос. юстиция. 2019. № 7. 

32. Харзинова В. М. Актуальные проблемы производства дознания в сокращенной форме. Нальчик: Полиграфсервис, 2014. 70 с.

33. Ларин Е.Г., Павлов А.В. Установление прокурором срока предварительного расследования при отмене незаконного или необоснованного постановления о приостановлении дознания // Законность. 2015. № 10.

34. Алексеев И.М. Правовая регламентация сроков в досудебных стадиях уголовного процесса российской федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук. СПб., 2013.

35. Алексеев И.М. Правовая регламентация сроков в досудебных стадиях уголовного процесса российской федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук. СПб., 2013.

Интернет ресурсы:

36. Домкин П. А. Дознание в сокращенной форме [Электронный ресурс]. URL:http://www.advodom.ru/blog/sokrashhennyiy-poryadok-doznaniya

37. Полуяктова Н. Сокращенному дознанию быть? [Электронный ресурс]. URL: http://www.justicemaker.ru/viewarticle.php?id=22&art=3653

Термин дознания представлен в п. 7 ст. 5 УПК РФ. Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Должностные лица органа дознания, в том числе должностные лица органов внутренних дел приобрести статус дознавателя могут в двух случаях как уже было ранее сказано:  Во-первых: Должностные лица органов внутренних дел назначенные на должность дознавателя в силу своего служебного положения, осуществляют расследование преступлений в форме дознания. Ранее согласно приказу МВД СССР от 5 августа 1982 года № 254 на тот момент в милиции действовали штатные дознаватели, а с 1992 года - на основании приказа МВД России № 368 были созданы специализированные подразделения дознания в структуре милиции общественной безопасности, в них была предусмотрена штатная должность дознавателя. Сотрудники ОВД оформлялись на должность на основании приказа начальника ОВД (УВД), и с момента подписания данного приказа, должностное лицо приобретает статус дознавателя[18].  Во-вторых: начальник органа дознания уполномочил должностное лицо ОВД, например такое как сотрудник подразделения службы полиции или же уголовного розыска осуществлять уголовно процессуальные действия то есть как уже было сказано ранее делегировал сотруднику находящемуся в его подчинении осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. Происходит делегирование сотрудника путем написания резолюции, как ранее было сказано некой доверенности от начальника органа дознания, которое представляет собой письменное распоряжение о разовом исполнении сотрудником ОВД уголовно-процессуальных действий и приобретает статус участника уголовного судопроизводства[19].