Влияние элементов легкой атлетики на результативность тяжелоатлетов в подготовительном периоде
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В настоящее время уровень тяжелой атлетики на мировой арене достаточно скромен, но Российские тяжелоатлеты и их тренеры стараются вернуть свои лидирующие позиции. Как и во многих отраслях, так и спорте важную роль играет научный подход. Данный подход у тяжелоатлетов различных уровней и регалий должен присутствовать при планировании тренировочного плана. В настоящее время ограниченное количество тренеров занимаются преемственностью подготовки из других видов спорта, даже если они тесно связаны. Большое количество тренеров не развивают своих подопечных разносторонне, а используют лишь узконаправленную специфику нашего вида спорта-увеличение силы, игнорируя многие другие качества, например скоростные качества мышц. В современном мире, где человеческий организм достигает своего максимального уровня результативности мелочей при подготовке не существует совсем. Каждая возможность, теоретически возможная увеличить результативность спортсмена должна быть использована. Внимательно наблюдая за проходящими соревнованиями на различных уровнях, хочу заметить тенденцию ухудшения скоростно-силовых способностей спортсменов, что в свою очередь не дает им возможности получения максимального результата, возможного при текущей силовой подготовке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЯЖЕЛОЙ И ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ. 5
1.1 Понятие и виды легкой атлетики. 5
1.2 Понятие и виды тяжёлой атлетики 8
1.3 Схожесть и различия тяжелой и легкой атлетики 11
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 24
2.3.Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И УСОВЕРШЕСТВОВАНИЕ ПЛАНА ТРЕНИРОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В НЕГО РЯДА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ 28
3.1. Описание экспериментальной методики 32
3.2 Оценка результатов контрольной и экспериментальныой групп на основании завершающих соревнований контрольной тренировки в зале на соновании упражнений общей физический подготовки 38
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. TheTwoLifts - IWF [Электронный ресурс]. URL: http://www.iwf.net/weightlifting_/the-two-lifts/
2. Абелян, В.М. Анализ выявленных ошибок при выполнении соревновательных действий тяжелоатлетами // Апробация. – 2016. – № 5(44).– С. 64-66
3. Артёменко, Т. Г. Современные аспекты спортивной подготовки в скоростно-силовых видах спорта. - Пенза : Наука и просвещение, 2021. - 150 с
4. Багдасаров С.П. Тренировка Юрия Власова-В кн.: Трибуна мастеров тяжелой атлетики. М,, 1965, с,5-24
5. Багдасаров С.П. Тренировка Юрия Власова-В кн.:-Трибуна мастеров тяжелой атлетики. М,, 1965, с 5-24.
6. Васильев Т.В. Значение общефизической подготовки для спортсменов.-М.5 ФИС, 1974.-66с
7. Васильев Т.В. Значение общефизической подготовки для спортсменов. - М.5 ФИС, 1974.- 66с.
8. Виноградов, Г. П. Атлетизм [Текст] : теория и методика, технология спортивной тренировки : учебник : по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура (квалификация "Бакалавр") / Г. П. Виноградов, И. Г. Виноградов. - Москва : Спорт, 2017. - 406 с.
9. Власов Ю.П. - В кн.: Трибуна мастеров тяжелой атлетики. М-: 1973.
10. Власов Ю.П.- В кн.: Трибуна мастеров тяжелой атлетики. М-:1973. С.141-150.
11. Воробьев А.Н. Современная тренировка тяжелоатлетов. - М.:ФиС,1964.-207с.
12. Воробьев А.Н. Современная тренировка тяжелоатлетов. -М.:ФиС, 1964.-2О7с.
13. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. - М. Фис, 1989,-272с.
14. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. – М.: ФиС, 1989,-272с.
15. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика : учебник для институтов физической культуры /А.Н. Воробьев. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 238 с.
16. Гойхман П.М., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. М.: ФиС. 1972.
17. Гросс, Е.Р. Анализ взаимосвязи соревновательных упражнений и дополнительных упражнений в тяжелой атлетике // Актуальные проблемы развития студенческого спорта и пути их решения (Москва, 26-27 апреля 2018 г.)– Москва, 2018. – С. 53-58
18. Гульянц А.В. Тяжелая атлетика в вузе. - Тяжелая атлетика, Ежегодник. М.; 1975. С.55.
19. Дворкин Л.С. Тренировка юных тяжелоатлетов 13-16 лет. - Тяжелая атлетика: Ежегодник. М., 1985, с.З 1-33.
20. Дворкин Л.С. Юный тяжелоатлет. - М,: ФИС, 1982. -160с.
21. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: изд-во «Академия». 2003.
22. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е издание. М.: изд-во «Академия». 2005.
23. Закорко В.Н. Из опыта подготовки молодых атлетов. -Тяжелая атлетика; Ежегодник. М., 1987, с. 10-15.
24. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена -М.:ФиС, 1966.200с.
25. Зверев, В. Д. Теоретические и технические основы соревновательных упражнений в атлетизме : (тяжелая атлетика) : учебное пособие для бакалавров, обучающихся по напрапвлению подготовки 49.03.04 - "Спорт" / В. Д. Зверев, А. Х. Талибов ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург". - Санкт-Петербург : Арт-Экспрес, 2021. - 195 с.
26.
Камилова, Р. Т. Влияние систематических занятий спортом на состояние здоровья детей и подростков : монография : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 5510300 "Медико-профилактическое дело" и магистров - по направлению подготовки 5А510301 - "Гигиена" / Р. Т. Камилова, Л. И. Исакова, А. А. Камилов ; Научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Ташкентская медицинская академия. - Москва : Академия Естествознания, 2020. - 163 с.
27. Каневский, В. Проблемы тяжелоатлетов в толчке штанги от груди / В. Каневский // Олимп. – 2005. - № 2. – С. 29-32.
28. Комплексы упражнений для развития быстроты : учебно-методическое пособие / Ю. В. Нечушкин, А. Г. Смирнов, А. Л. Удовиченко [и др.]. - Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019. - 54 с.
29. Корнелюк О.М. Тренировка начинающих спортсменов - Тяжелая атлетика: Ежегодник. М., 1987, c.15-19.
30. Коробков А.В, Соотношение средств общей и специальной подготовки в системе спортивной тренировки. М.: ФИС, 1971.-44с.
31. Лебедев И.А. Уроки бега в старших классах // Физкультура в школе. №5. 1996. С.28.
32. Лутовинов, Ю.А. Взаимосвязь максимальных достижений в рывке и толчке с вспомогательными упражнениями юных квалифицированных тяжелоатлетов различных групп весовых категорий// Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2007. – № 2.– С. 28-36
33. Макаров А.Н. Легкая атлетика: учебник. М.: ФиС. 1974.
34. Мануйлов, С. И. Развитие быстроты движений и максимальной скорости бега юных спортсменов : учебно-методическое пособие / С. И. Мануйлов, В. Л. Крайник ; Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет" (ФГБОУ ВО "АлтГПУ"). - Барнаул : АлтГПУ, 2020. - 73 с.
35. Медведев А.С. Перспективное программирование и коррекция основных параметров тренировки юных тяжелоатлетов- лекции для студентов ГЦОЛИФка. –М.:ГЦОЛИФК, 1994. -38с.
36. Медведев А.с„ Дворкин Л.С Особенности мелодики тренировки Тяжелая атлетика: Ежегодник. тяжелоатлетов различного возраста 1984. - М.: Фис, 1984, ,36-42
37. Мельников А. ю Тренировка штангистов 14-16 лет. -тяжелоатлет. Ежегодник М.: 1980, c.22-2S
38. Микита Л.П., Абрамов И.Ю. Особенности методики совершенствования техники толчка от груди // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и безопасности жизнедеятельности» (Хабаровск, 23 ноября 2017 г.) – Хабаровск, 2018. – С. 165-167
39. Никита Л.П., Абрамов И.Ю. Совершенствование техники и результативности соревновательной деятельности тяжелоатлетовв толчке штанги от груди// Современные наукоёмкие инновационные технологии (Самара, 25 мая 2018 г.)– Самара, 2018. – С. 195-198
40. Новиков, П.С. Техника толчка штанги от груди и ее совершенствование на основе развития специальных скоростно-силовых качеств у тяжелоатлетов высокой квалификации: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.04. – М.:ГЦОЛИФК, 1986. – 22 с.
41. Новое в системе спортивной подготовки… [Текст] / Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Научно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта ; составители: А. И. Погребной, И. О. Комлев ; переводчик: Е. В. Литвишко. - Краснодар : Экоинвест : КГУФКСТ, 2014- 113 с.
42. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС. 1989.
43. Олешко, В. Биомеханические особенности техники толчка штанги у квалифицированных спортсменок /В. Олешко, А. Иванов, О. Солодкая//Наука в олимпийском спорте.– 2017. - №3. –С. 62-67.
44. Попов В.Б. Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Терра-Спорт. Олимпия – PRESS. 2006
45. Правила вида спорта "тяжелая атлетика" (утв. приказом Минспорта России от 12.10.2017 N 894) (ред. от 16.02.2018)[электорнный ресурс].URL: http://legalacts.ru/doc/pravila-vida-sporta-tjazhelaja-atletika-utv-prikazom-minsporta-rossii/
с.141-147.
46. Синельник, Е. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика. - Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2021. – 128 с.
47. Теория и методика обучения легкоатлетическим упражнениям в вузе : учебное пособие для студентов заочной и очной формы обучения / Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" ; составители И. Ш. Мутаева [и др.]. - Ижевск : Шелест, 2020. - 118 с.
48. Тяжелая атлетика. Теория и методика преподавания для студентов [Текст] : учебное пособие / И. В. Козлов, Е. Г. Прыткова, С. В. Сурнина, Д. С. Борисов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград : ВолгГТУ, 2018. – 126 с.
49. Тяжелая атлетика. Теория и методика преподавания для студентов [Текст] : учебное пособие / И. В. Козлов, Е. Г. Прыткова, С. В. Сурнина, Д. С. Борисов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград : ВолгГТУ, 2018. - 126 с.
50. Хоменко, Р. В. Индивидуализация предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Хоменко Руслан Васильевич; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. - Челябинск, 2017. - 150 с.
51. Черногоров Д..Н. Способность к сохранению функции равновесия тяжелоатлетов различной квалификации/ Д.Н. Черногоров[и др.] // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная реакция. – 2016. – № 1.– С. 78-83
52. Юст, В.В. Методика повышения надёжности и результативности соревновательной деятельности тяжелоатлетов. - Хабаровск, 2006. –28 с.
Используя данные Таблицы 1, в результате сравнения результатов выполнения спортсменами контрольной и экспериментальной групп контрольного упражнения – рывок классический до начала эксперимента, среднее значение которых были у спортсменов из контрольной группы 111,4± 5,12 кг и из экспериментальной 111,6±5,92 кг, можем предположить, что они практически одинаковы. При расчете достоверности различий выполнения этого контрольного упражнения участниками эксперимента с использованием t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок полученное значение tрасч = 0,08 и поскольку значение tкр=2,1 больше критического, различия между результатами выполнения толчок классический можно считать случайным (р>0,05). В результате сравнения результатов выполнения спортсменами контрольной и экспериментальной групп контрольного упражнения - толчок классический до начала эксперимента, среднее значение которых были у спортсменов из контрольной группы 136,5±4,92 и из экспериментальной 136±7,13 кг, можем предположить, что они практически одинаковы. При расчете достоверности различий выполнения этого контрольного упражнения участниками эксперимента с использованием t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок полученное значение tрасч = 0,18 и поскольку значение tкр=2,11 больше эмпирического, различия между результатами выполнения толчок классический можно считать случайным (р>0,05).