Транспортный налог как источник доходов бюджетной системы
Введение
В настоящее время транспорт выступает неотъемлемой составляющей экономики Российской Федерации. Современные реформы РФ в сфере экономики и экономических отношений усилили значимость и изменили механизм расчета региональных налогов, и в частности транспортного налога.
Транспортный налог — это прямой или поимущественный налог, задача которого заключается в налогообложении права владения имуществом, в данном случае транспортом.
Значимость данного налога состоит в том, что он является неотъемлемым источником пополнения бюджета страны, а также регулирует экономические процессы, обеспечивает выполнение социальных гарантий и создает основу независимости и самостоятельности субъектов РФ (обеспечивает поступление денежных ресурсов в региональный бюджет). Это так же определяет значение и содержание изменений в сфере региональных налогов России.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях в Российской Федерации высокими темпами увеличивается уровень автомобилизации. В частности, количество легковых автомобилей в расчете на 1 000 человек населения в 2021 г. составило 318, тогда как в 1990 г. этот показатель был равен 60, то есть за 20 лет значение уровня автомобилизации в Российской Федерации увеличилось в 3,75 раза. При этом ситуация в дорожном хозяйстве страны не менялась так стремительно. Это касается как протяженности автомобильных дорог, так и их качественных характеристик.
Содержание
Введение.... ...................................................................................................................3
1 Сущность, роль и значение транспортного налога в бюджетной системе РФ...5
2 Действующий механизм исчисления и уплаты транспортного налога ................................................................................................................................... .15
3 Пути совершенствования транспортного налога................................................21
4 Проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств ................26
5 Практическая часть: порядок заполнения декларации...................................28
Заключение.................................................................................................................35
Список использованной литературы........................................................... ............37
Список использованной литературы и источников
Библиографический список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть Певрая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Государственная Дума РФ. – 1998. - Статьи: 1 - 142.6.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть Вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Государственная Дума РФ. – 1998. - Статьи: 143 – 432.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // Государственная Дума РФ. – 1998.
4. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004).
5. Федеральный закон от 18.10.1991 N 1759-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 23.12.2003) "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003).
6. Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 № 31805).
Научная литература
7. Андреева Н.В. Совершенствование транспортного налога и повышение его собираемости // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. научн. конф.(г.Санкт – Петербург, июнь 2017 г.) – С. 117-119.
8. Бушмин Е. В. О дорогах и налогах / Е. В. Бушмин // Налоговая политика и практика. – 2018. – №8. – С.12.
9. Долгополов О.И. Пени, штрафы, взыскания: справочник бухгалтера // М.: ГроссМедиа, РОСБУХ. - 2012. – С. 144.
10. Залибекова Д.З. Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов // Теория и практика общественного развития. – 2017. – №4. – С.297-299.
11. Кириеенко А.П., Иванов И.А. Каким быть транспортному налогу: оценка вариантов реформирования и отмены // Известия ИГЭА. - 2018. - №6. - С. 92.
12. Копин Д. Будущее транспортного налога, или Страсти по «Платону» // Налоги. 2018. N 1. С. 15 - 20.
13. Морозова О. Декларация по транспортному налогу за 2021 год // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия»: электрон. журн. 2021. № 1-2. С. 35 - 41.
14. Никитин Р. М. Транспортный налог в России: проблемы и пути совершенствования / Р. М. Никитин, Л. Б. Петров // Региональные финансы. -ВыпускЗ. - 2011. - №2. – С. 10.
15. Плаксин А. Ю. Разработка модели исчисления транспортного налога с помощью глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС : магистерская диссертация / Плаксин А. Ю. - Екатеринбург, 2017. – 210 с.
16. Салтыкова Н.Н. Поговорим о транспортном налоге, исчисляемом в отношении автомобилей // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2018. - N 5. - С. 67 - 76.
17. Смирнова Е.Е. Транспортный налог. Актуальные проблемы исчисления и уплаты // Финансовая газета. – 2017. – №2. – С. 11.
18. Турбина Н.М. Анализ проблем существующего законодательства по транспортному налогу и поиск путей их решения // Социально-экономические явления и процессы. – №2 (014). – 2017. – С. 105-110.
19. Федоренко О. В. Направления реформирования транспортного налога / О. В. Федоренко, А. О. Федоренко // Налоги и финансовое право. - 2017. - № 5. – С. 23.
Интернет-ресурсы
20. Домчева Е. Налог на дорогие автомобили может вырасти в два раза [Электронный ресурс] / Е. Домчева. URL: http://www.rg.ru/2018/05/21/avto-site.html (дата обращения: 01.06.2022).
21. Доходы федерального бюджета за счет налоговых поступлений выросли более чем на 20% [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой система «Гарант» (дата обращения: 30.05.2022).
22. Единая межведомственная информационно-статистическая система
[Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/468/#
:~:text=Единая%20межведомственная%20информационно-статистическая%20 система%20(ЕМИСС),реализации%20Федерального%20плана%20статистических%20работ (дата обращения: 31.05.2022).
23. Налоговая аналитика. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба РФ : официальный сайт. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 29.05.2022).
24. Снижение налоговых поступлений в бюджет связано с замедлением роста экономики [Электронный ресурс] // Прайм : агентство экономической информации. URL: https://1prime.ru/finance/20130614/764134246.html (дата обращения 29.05.2022).
Очевидно, что существующие варианты налогообложения транспорта имеют как достоинства, так и недостатки. Проведенные исследования позволили обобщить особенности, достоинства и недостатки, присущие различным способам налогообложения транспортных средств в таблице 12 (Приложение 1) . Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что существует много факторов, которые говорят о необходимости совершенствования механизма исчисления транспортного налога в Российской Федерации. Взимание налога через цену топлива имеет достаточно много преимуществ, и до периода глобальной информатизации этот способ не имел конкурентов среди применяемых способов обложения автовладельцев. Тем не менее, использование этого способа не решает всех существующих проблем. По нашему мнению, в качестве показателя для определения налоговой базы транспортного налога в современных условиях следует рассматривать пробег транспортного средства (количество пройденных километров), который может определяться с помощью Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС .