Просветительская деятельность организаций Пролеткульта в первые годы Советской власти
Введение
Актуальность темы. В двадцатом веке произошел ряд глобальных потрясений: экономических, политических и социальных катаклизмов, которые оказали влияние на развитие всей мировой истории. К их числу можно отнести революцию 1917 года, которая стала огромным испытанием для народа России.
Эти события поставили не только власти, но и общественность перед выбором дальнейшего пути развития: страна нуждалась в обновлении всех сфер жизни, в том числе и культуры. За эту задачу взялась совершенно новая организация – Пролеткульт. Абсолютно новая по форме, масштабу и целям, она начала свое активное развитие, перевернув былое представление о духовном развитии и искусстве.
Пролеткультовцы стремились построить новый мир, новый культурный пласт, который позволит каждому свободно выражаться и реализовывать свой творческий потенциал. Несмотря на недолгое существование, пролетарские культурно-просветительские организации сыграли большую роль в восстановлении народного духа и формировании эпохи соцреализма.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль организаций Пролеткульта в годы Советской власти в историко-культурных исследованиях…………………………………...……...5
1.1 Историография: публикации периода 1910 – 1970 гг...........................5
1.2 Историография: публикации периода 1998г. – настоящее время……9
Глава 2. Содержание и направления работы пролетарских культурно-просветительских организаций в годы Советской власти…………………...15
2.1 Пролеткульт как вектор развития культуры в постреволюционное время…………………………………………………………………………..15
2.2 Практическая деятельность Пролеткульта. Студийное движение….20
2.3 Практическая деятельность Пролеткульта. Клубная работа………..24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников………………………………………….27
Список использованных источников
1. [Речь на I Всероссийском съезде Пролеткультов 7 ноября 1920 г.]. — «Известия», 1920, 8 окт., с. 3.
2. А. В. Карпов Литературная эстетика Пролеткульта в контексте русской революционной культуры // Вестник ОмГУ. 2003. №3.
3. А. В. Карпов Русская интеллигенция и Пролеткульт // Вестник ОмГУ. 2004. №1.
4. Абехтиков Е.Е. О противоречиях в Пролеткульте // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 1. С. 43–46.
5. Владимир Маяковский «Для малограмотных» 1922
6. Еще к вопросу о культуре. — «Известия», 1922, 3 ноября
7. Еще о Пролеткульте и советской культурной работе. — «Известия», 1919 13 апр.
8. Иосиф Виссарионович Сталин Том 7. Произведения 1925 Полное собрание сочинений #7 28. II. 25 г. Письмо т. Ме-рту
9. Карпов Александр Владимирович Пролеткульт: театральное искусство в зеркале культурной революции // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №11 (42)
10. Карпов Александр Владимирович Феномен Пролеткульта и парадоксы художественного сознания постреволюционной России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №4.
11. Карпов, Александр Владимирович.
Пролеткульт как социально-культурное движение : Организационно-технологические аспекты : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.04. - Санкт-Петербург, 1999. - 210 с.
12. Кирякова Оксана Григорьевна «Создание» «Нового человека» в послереволюционный период советского общества (в культуре Пролеткульта) // Мировая литература в контексте культуры. 2009. №4.
13. Лапина Ирина Александровна Деятельность Петроградского Пролеткульта в 1918 году // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №4.
14. Лапина Ирина Александровна Организация Петроградского Пролеткульта: структура, материальная база, финансирование. 1917-1918 гг // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №3.
15. Лапина Ирина Александровна Пролеткульт и проект «Социализации науки» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №2.
16. Луначарский и «левый» театр Шульпин А. П. от 3/I 1975г.
17. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 360 с.
18. Марина Волчкова / Газета «Суть времени» №52 / 30 октября 2013
19. Наши задачи в области художественной жизни. Статья первая. — «Красная новь», 1921, № 1
20. О пролетарской культуре. Из речи на 2–й конф. пролет. просвет. организаций [5 июня 1918 г.]. — «Грядущее», 1919, № 7–8
21. О пролетарском быте и пролетарском искусстве. — «Правда», 1923, 18 июля
22. Проблемы социалистической культуры. — «Нар. просвещение», 1919, № 9–10
23. Пролетариат и искусство. — «Пролет. культура», М., 1918, № 2
24. Пролеткино. М.,1924. № 4-5. С.2.
25. Сотникова Елена Вячеславовна Идеи Пролеткульта в театрально-просветительской деятельности в Сибири 1920-х годов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. №1.
26. Хомякова Юлия Олеговна "в минутах оргийного ликования. . . ": Пролеткульт как забытое звено между символизмом и социалистическим реализмом // Международный журнал исследований культуры. 2018. №2 (31).
С созданием пролетарского театра появилась проблема репертуара. Для студий составили список спектаклей, которые можно было ставить на сцене. Среди них были в основном произведения членов литературных студий, например, В. Плетнев «Лена», «Фленго», «Мститель», В. Игнатов «Красный угол», «Черновая работа», П. Бессалько «Коммуна», А. Арский «Раб», но не запретили и классику русских и зарубежных писателей: Н. Гоголь «Женитьба», А. Чехов «Юбилей», Д. Лондон «Железная пята», «Мексиканец», Р. Роллан «Взятие Бастилии», П. Верхарн «Октябрь». Главным условием для вхождения в этот список была ориентированность на революционные темы. Пьесы ставили обязательно простые и понятные простому рабочему человеку, чаще всего агитационной направленности. Кроме того, для большего эффекта нередко задействовали кинематограф и акробатические выступления. Но такая свобода в интерпретации классических произведений не вызывала ожидаемого восторга у театральных критиков. Некоторые отмечали отличную сработанность коллектива, интересное воплощение привычных постановок и запоминающиеся моменты, но находились и те, кто отрицал всякий смысл нового прочтения классики. Костюмы и оформление спектаклей также создавались совместными усилиями членов студий или же были взяты из царских театров. Но иногда их даже не использовали, чтобы приблизить зрителя к актеру, донести главную мысль постановки искренне, без декораций и грима.