Агрессия в молодёжной среде
Введение
В последнее десятилетие проблема социальных проявлений, называемых в обществе агрессией и агрессивностью, стала более заметна. Зачастую, выражается агрессия связана с жестокими насильственными действиями. Возникают данные инциденты из внутренних (личностных), также из внешних (социальных) факторов, вызывающих беспокойство не только специалистов, но и населения. Агрессивное поведение стало одним из актуальных тем мировой психологии.
Изучению и решению проблемы агрессии посвятили свои труды не только иностранные психологи: А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, Э. Фромм, но и русские учёные: Ю.М. Антонян, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым, Ю.Б. Можгинским, А.А. Реан, Т.М. Трапезниковой и многими другими.
По данным проведённых исследований, было замечено, что проявление агрессивности в поведении наблюдается уже у детей дошкольного возраста. В том случае, если в дальнейшем агрессия не подвергается коррекционной работе, то она не только становится устойчивой формой поведения, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности, которое может сохранятся в течение всей жизни человека. Особо важно изучить явление агрессивности именно в период становления, когда ещё можно предпринять корректирующие меры.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессии в подростковом возрасте 6
1.1. Понятие агрессии в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте 12
1.3.Социально-психологические причины агрессии у подростков 16
Глава 2. Методы и приемы работы педагога-психолога по устранению и профилактике агрессии у подростков 21
2.1. Основные принципы разработки коррекционных программ для профилактики агрессивного подросткового поведения..................21
2.2. Некоторые аспекты работы с родителями для профилактики агрессивности у подростков................................................................25
Заключение 29
Список литературы 31
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 c.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 264 c.
3. Ахметзянова А.И. Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика: сб. научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26-27 мая 2016 г.) / А.И. Ахметзянова. – Казань: Издательство Казанского университета, 2016. – 156 с.
4. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: учебник / О.Е. Баксанский. – М.: КД Либроком, 2013. – 368 c.
5. Басс А. Концепция агрессии / враждебности: учебник / А. Басс, А. Дарки. – Екатеринбург, 2013. – 260 с.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль: учебное пособие / Л. Берковиц, Г. Фешбах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
7. Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Ежегодник Российского психологического общества. – 2015. – №5. – С.221-222.
8. Бэрон Р. Агрессия: учебное пособие / Р. Бэрон. – СПб: Питер, 2010. – 352 с.
9. Выготский Л.С. Психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с.
10. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 559 с.
11. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – №3. – С.8-12.
12. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c.
13. Иванников В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c.
14. Калина Н.Ф. Психология личности: учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. – М.: Академический проект, 2015. – 214 c.
15. Караванов А.А. Смысловое значение концепта агрессия / А.А. Караванов // Территория науки. – 2013. – №2. – С.81-87.
16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю.А. Клейберг. – М.: Юрайт, 2017. – 240 с.
17. Козьяков Р.В. Социальная психология: учебник / Р.В. Козьяков. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 376 с.
18. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: учебное пособие / Д. Коннор. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. – 288 с.
19. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 471 c.
20. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: учебное пособие / Б. Крэйхи. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
21. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2016. – №4. – С.84-90.
22. Кутергин Н.Б. Проблема юношеской агрессивности / Н.Б. Кутергин // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №7. – С.88-93.
23. Манова М.В. К вопросу о социально-психологических особенностях и проблемах подросткового возраста / М.В. Манова // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2017. – №1. – С.47-53.
24. Мироненко Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №6. – С.260-266.
25. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций / А.В. Нефедова. – Владимир: ВлГУ, 2015. – 76 с.
26. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: учебное пособие / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – Спб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
27. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики: учебное пособие / А.А. Романов. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 48 с.
28. Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде / В.Г. Самохвал // Территория науки. – 2015. – №3. – C.42-44.
29. Симонович Н.Е. Девиантное поведение и его последствия для человека. В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. – Воронеж, 2015. – С.584-592.
30. Смирнов А.А. Социальная психология: учебник / А.А. Смирнов. – М.: Академия, 2015. – 355 с.
31. Токарь И. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения // Воспитательная работа в школе. – 2017. – №6. – С.66-70.
32. Урутина Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина // Научный журнал «Молодой ученый». – 2015. – №15. – С.558-562.
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: учебное пособие / Э. Фромм. – М.: Академия, 2014. – 447 с.
34. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: учебное пособие / И.А. Фурманов. – М.: Наука, 2016. – 256 с.
35. Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
Важно также сказать, что для комфортного общения с подростком, в особенности имеющим склонность к агрессии может потребоваться ряд рекомендаций направленных на избежание конфликтных ситуаций: рекомендуется соблюдать последовательность в воспитании; не вводить много запретов; ненавязчиво контролировать; избегать взаимной агрессии; больше внимания уделять увлечениям и интересам подростка; предлогать занятия спортом, которые позволят выплеснуть переизбыток агрессии; наказывать только за конкретные поступки, которые не унижают подростка; показывать отношение через любовь и принятие подростка таким, какой он есть; помогать подростку справиться со своими чувствами, придерживаясь позиции, что он больше всего в этом нуждается, когда меньше всего этого заслуживает. Бывает и так, что подростки вовсе и не хотят проявлять свою агрессию, но за счет не до конца установившегося гормонального фона некоторые действия и слова могут повлиять на их эмоциональное состояние не лучшим образом. Вот некоторые из них: угрожающий тон; демонстрация власти; крик; агрессивные позы и жесты; сарказм, высмеивание; негативная оценка личности подростка и его близких; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание в своей правоте; нотации; наказания или их угрозы; обобщения: «ты как всегда…», «ты никогда…»; сравнение подростка с другими не в его пользу; команды, давление; оправдания, подкуп.