Проблема детских страхов и способы их преодоления

Цель курсовой работы: исследование проблем детских страхов и способы их преодоления
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.01.2023
Объем файла
65 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В наши дни проблема детских страхов становится наиболее актуальной, поскольку у современных детей есть свободный доступ к интернет-ресурсам, где можно случайно найти «тяжелый» для восприятия и взрослый материал. Страх – это эмоция или чувство, возникшее в ситуации угрозы жизни человека, как биосоциальному существу. Страх также служит некоторым предупреждением об опасности, испытывая его человек становится аккуратнее и внимательнее к деталям в конкретной ситуации. Но чувства страха могут перерастать в панику или ужас, в последствии чего могут закрепиться определенные триггеры. Другими словами, когда человек опять попадает в ту же ситуацию или она ему напомнит по эмоциональной, визуальной и другой обстановке, то возвращается весь тот ужас или паника, которые уже были испытаны ранее. После страха у любого человека включаются защитные механизмы, выражающие в агрессии, оцепенении или бегстве. Следовательно страх нужно преодолевать.
Детские страхи чаще всего обуславливаются возрастными особенностями, что позволяет нам сделать вывод о том, что при правильном подходе к пути их устранения во взрослой жизни этих страхов не будет. Также детские страхи разделяют на 3 группы:
1. природные, связанные с угрозой жизни человека;
2. социальные, связанные с боязнью изменения своего социального статуса и окружения;
3. внутренние, связанные с личными проблемами, которые ни на чем не основываются.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы детских страхов

1.1 Научные исследования проблемы детских страхов

1.2 Возрастные особенности детских страхов и причины их возникновения

1.3 Принципы коррекционная работы по преодолению страхов у детей
Глава 2. Разработка и апробация способов преодоления детских страхов

2.1 Система работы по преодолению детских страхов
Заключение
Список использованной литературы

Список использованной литературы

1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание. – 1994.- №9.- с.66- 68.

2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: АПН СССР, 1987.

3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Педагогика, 1995.- 181с.

5. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998. - 152с.

6. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.

7. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Генезис, 2017. - 128с.

8. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью. - М.: «Феникс», 2006.- 106с.

9. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с.

10. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 48 с.: ил.

11. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с. 

12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск.: Университет, 1997. – 237с.

13. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 109 с. 

14. Елжова, Н. В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова; Нац. Проект "Образование". – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 251 с. 

15. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета. – 2015.- №11.- с.6-7.

16. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320 с.

17. Захаров А.И. Как преодолеть страхи детей. М., 1986.

18. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. М., 1997.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2014. – 416 с. 

21. Современный словарь по психологии / авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000. – 704 с. – ISBN 985-6163-25-0.

22. Филиппова А.Э. Основные принципы психокоррекционной работы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/12/7472 (дата обращения: 10.06.2022).

Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка нужно попросить закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Можно предложить ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Ребенок от имени страха рассказывает самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов нужно следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.
Заключается в том, что ребенку предлагают нарисовать цветными карандашами то, что он захочет. По ходу рисования задаются вопросы, побуждающие его развивать сюжет рисунка, обогащать палитру используемых цветовых тонов. Если вопросы не помогают достигнуть этого результата, то даются прямые указания: «Давай рядом с домом нарисуем мальчика, который вышел погулять», «Давай сделаем одежду яркой, разноцветной» и т. п. Задача состоит в возможно более детализированном развертывании сюжета, повышении плотности и яркости цвета, выразительности цветовых сочетаний, использовании широкого разнообразия цветовых тонов, преимущественно тёплых – от красного до зелёного. На занятии с дошкольником, желательно сочетать эту методику с сочинением истории (сказки), сюжет которой отталкивается от первого рисунка, а в дальнейшем иллюстрируется следующими детскими рисунками. Такие занятия способствуют стабилизации эмоционального фона у дошкольника.