История народных университетов в Российской империи (конец XIX – начало XX века)

Цель данного исследования: обобщить опыт изучения становления и развития отечественного высшего образования в период империализма
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.01.2023
Объем файла
60 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день вопрос образования в России особо актуален. На сегодняшний день различные образовательные системы достигли довольно высокого уровня. Это является результатом истории образования, а её изучение позволяет проследить поступательное развитие российского образования и этапы его развития. Этот процесс выступает наиболее важным вопросом для подготовки интеллектуального потенциала страны. 
Понятие «высшее образование» в России и Европе претерпевало изменения в связи с радом факторов и условий. В связи с этим выявляются некоторые особенности процесса преобразования системы высшего отечественного образования.   
Сейчас высшее образование понимается как понимается «результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и техники». 
Развитие высшего образования часть российской истории, которая повлияла почти на все сферы жизни человека от хозяйственной деятельности до ведения быта. В России она имеет определенные традиции и достижения.  
Изучением процесса становления высшего образования России занимались многие историки и исследователи: П.Ф Каптерев, Е. Лихачева, П.Н. Милюков, С.В. Рождественский, Н.В. Сперанский, П. Ферлюдин, А.К Петров, Н.А. Трушин, А.В. Смирнов, Ф.Г. Паначин, Н.Н. Баркова и др.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Раздел I. Теoретикo-метoдическая основа изучения истории народных университетов в Российской империи (конец XIX – начало XX века) ………. 7

Раздел II. Содержание и направление работы народных университетов в Российской империи в конце XIX – начале XX века ………………………… 15

Заключение 26

Список литературы 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс] / - электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  https://bigenc.ru/text/5052867
(дата обращения 1.05.2022)
2. Вахтёров В. П. Всеобщее начальное обучение/ В.П. Вахтёров. - Москва, 2019 - 187 с.
3. Закон о дополнительном отпуске из государственного казначейства средств на нужды начального народного просвещения // Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1909 г. Отдел 1. 1-ое полугодие. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 2113-2115
4. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] / - электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/gimnazicheskoe-obrazovanie-v-dorevolyutsionnoy-rossii-vtoraya-polovina-xix-nachalo-xx-veka
(дата 18.05.2022)
5. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] / - электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transport-i-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-xix-nachale-hh-veka
(дата обращения 15.04.2022)
6. О введении всеобщего начального обучения // Законотворчество думских фракций. 1906-1917 годы: Документы и материалы. / под ред. П. А. Пожигайло. - Москва: \ РОССПЭН, 2016. - С. 152-263
7. О введении всеобщего начального обучения в Российской империи // П. А. Столыпин. Программа реформ. Т. 1. Москва, 2017. - С. 625 - 627;
8. О введении всеобщего обучения // Законотворчество думских фракций. 1906-1917 годы: Документы и материалы. / под ред. П. А. Пожигайло. - Москва: РОССПЭН, 2016. - С. 285 - 290
9. О реформе средней школы // Законотворчество думских фракций. 1906-1917 годы: Документы и материалы. / под ред. П. А. Пожигайло. - Москва: РОССПЭН, 2016. - С. 158 - 170
10. Об отпуске 6900000 рублей на нужды начального образования // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. Отдел первый. Первое полугодие. - С. 1135 - 1136;
11. Петлин, В. М. Восхождение, или Жизнь Шаляпина (1894-1902) / В. М. Петлин. - Москва: Мысль, 2021. - 221 с.
12. Положение о гимназиях министерства народного просвещения // П.А. Столыпин. Программа реформ. В 2-х томах. Т. 2. - Москва: Российская политическая энциклопедия, 2018. - С. 632 - 646
13. Положение о начальных училищах // П. А. Столыпин. Программа реформ.: Документы и материалы. В 2-х томах. Т. 1. - Москва: Российская политическая энциклопедия, 2019. - С. 627-641.
14. Студенческая электронная библиотека StoodBooks.net [Электронный ресурс] / - электрон. текстовые дан. – Режим доступа:   https://studbooks.net/550478/istoriya/razvitie_vysshego_obrazovaniya_rossii_kontse_nachale
(дата обращения 20.04.2022)
15. Таубе, М.А. «Зарницы»: Воспоминания о трагической судьбе предреволюционной России (1900 - 1917). / М. А. Таубе. - Москва, 2017. - 321 с.
16. Толстой И.И. Дневник. В 2 томах. Т. 1. 1906-1909. / составитель: Б. В. Ананьич. - Санкт-Петербург: Икар, 2016. - 321 с. - (История-Мемуары)
17. Толстой, И.И. Воспоминания министра народного просвещения графа И. И. Толстого. / И. И. Толстой. - Москва. - 2017. - 342 с. - (Мемуары русской профессуры)
18. Устав императорских российских университетов // П. А. Столыпин. Программа реформ.: Документы и материалы. В 2-х томах. Т. 2. - Москва: РОССПЭН, 2010. - С. 598 - 632
19. Федор Шаляпин. Воспоминания. Статьи. (Воспоминания и статьи современников) / составитель: Н. С. Соколов. - Москва: Наталис, 2010. - 273 с. - (Memoria)
20. Шварц А.Н. Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о государе. Москва: Центрполиграф, 2020. - 372 с. 

 

Анализ образовательных реформ показал, что за реформаторскими процессами, разумеется, стоят сложные факторы и причины. Одной из причин незавершенности образовательных реформ является постоянное противостояние государства и общества (в данном случае -- органов руководства образованием и учительства). Всякая реформа, предпринимаемая сверху, вызывала то более явное, то скрытое противодействие большинства педагогов, не видящих в новациях для себя ничего, кроме увеличения и без того немалых трудностей. В свою очередь, реформаторское движение, идущее снизу, порожденное усилившейся активностью передовых педагогов-новаторов, рано или поздно подавлялось (в том числе и в результате распространения их опыта в качестве обязательного на всю страну) государственными органами. Каждая реформа осложняла отношения внутри педагогического сообщества, усиливала остроту взаимного неприятия «новаторов» и «консерваторов».
Несформированность гражданского общества, авторитарно-тоталитарный характер государства также явились факторами, обусловившими незавершенный и неглубокий характер реформ. Однако, рассматривая итоги образовательных реформ, нельзя игнорировать и другие, прежде всего социокультурные, факторы. Все осуществлявшиеся прогрессивные реформы носили явно выраженный характер «догоняющей» модернизации, происходившей в сфере образования под сильным влиянием опередивших Россию в своем развитии западных стран, что приводило к заимствованию технологий, адаптации отечественного образования к образцам, возникшим в иных условиях. Это обеспечивало определенный прогресс в образовании, но в итоге порождало неизбежные негативные последствия. Как показал опыт, «догоняющие модернизации» вообще неэффективны в интеллектуальных сферах (в том числе и в образовании). Они заключаются в пассивном усвоении чужих образцов, а не в выработке своих собственных, не изменяют условия, не формируют новые цели.