Оптимизация ресурсного обеспечения подразделений медицинской организации в условиях использования медицинской информационной системы
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена одной из самых приоритетных сферой государственной деятельности являлось здравоохранение. В условиях сложной экономической, политической и эпидемиологической ситуации в стране, важно рационально использовать экономические ресурсы, согласно уровню финансового обеспечения системы здравоохранения.
Доступность и качество медицинской помощи во многом зависит от эффективной, безопасной, своевременной и качественной лекарственной терапии. На данный момент существует множество нерешенных проблем в области лекарственного обеспечения медицинских организаций и пробелы в контроле за обращением лекарственных средств. С развитием информатизации и цифровизации здравоохранения данные проблемы приобретают новый характер.
Возможность изменения традиционного документооборота медицинских организаций (МО) в условиях использования медицинских информационных систем (МИС) была разрешена совсем недавно [11]. Однако, стоит отметить, что системного подхода к изменению бизнес-процессов МО при использовании МИС до настоящего времени на наблюдается. Тезис о том, что МИС (интегрированная или комплексная) предназначена для автоматизации лечебно-диагностического процесса и сопутствующей деятельности МО [9] нельзя признать повсеместно практически реализуемым. Не смотря на «регуляторную гильотину» [10] и взятый курс на цифровую трансформацию здравоохранения, процессы цифровизации еще во многом ограничены «бумажными берегами» [13]. И главной причиной такой ситуации в медицине и здравоохранении является наличие отлаженных и привычных технологий работы с бумажными документами и отсутствие привычки, доверия и потребности работы с электронными документами.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ 5
1.1 Общий порядок назначения лекарственных препаратов в условиях стационара 5
1.2. Факторы влияющие на построения схемы лекарственного обеспечения медицинской организации 6
1.3 Функции, права, контроль за деятельностью аптеки 8
1.4 Виды обеспечения потребности лечебных отделений лекарственными препаратами и медицинскими изделиями 9
1.5 Уровни учета ЛП и МИ при оказании стационарной помощи 10
1.5.1 Схема ведения бухгалтерского учета в медицинской организации в условиях стационара 10
1.5.2 Ведение предметно-количественного и персонифицированного учета. 13
1.6 Этапы ведения предметно-количественного учета в медицинской организации в условиях стационара. 14
1.7 Схема обеспечения отделений медицинских организаций ЛП и МИ с использованием МИС 16
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 20
3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 21
3.1 Оптимизация схемы обеспечения отделений медицинских организаций ЛП и МИ с использованием МИС 21
3.2 Расчет неснижаемого нормативного запаса 22
3.3 Внедрение контроля за обращением ЛС и МИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ВЫВОДЫ 30
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 20.04.2022)
2. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04. 2010 N 61-ФЗ – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 20.04.2022)
3. О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 N 110 – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68069/ (дата обращения: 21.04.2022)
4. Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131200/ (дата обращения: 21.04.2022)
5. Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов: Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401865/ (дата обращения: 20.04.2022)
6. Яковлев А.В. Управление производством: планирование и диспетчеризация. Серия «1С:Академия ERP»., 1С-Паблишинг. – 2018. – 219 c.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210468/ (дата обращения: 20.04.2022)
8. Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР: Приказ министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 N 747 – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17313#JM23a6T6DaYCE4H7/ (дата обращения: 16.05.2022)
9. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО): утв. Министром здравоохранения РФ В.И.Скворцовой 1 февраля 2016 г. (письмо МЗ РФ № 18-0/10/2-603 от 05.02.2016 г.)
10. О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР и утратившими силу отдельных актов РСФСР: Приказ Минздрава России от 24.08.2020 N 889 – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362758/ (дата обращения: 16.05.2022)
11. Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов: Приказ Минздрава РФ от 07.09.2020 г. N 947н – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373853/ (дата обращения: 16.05.2022)
12. Провизорова А.А. Аптека медицинской организации. – Текст: электронный // Вконтакте: [сайт] – URL: https://vk.com/@taurusann-apteka-medicinskoi-organizacii-mo (дата обращения: 15.05.2022)
13. Ваньков В.Н. Единый цифровой контур в здравоохранении. – Текст: электронный // digital law journal: [сайт] – URL: URL: https://itmcongress.ru/upload/iblock/b80/2021-10-14-Vankov-V.V.-ITM.pdf (дата обращения: 15.05.2022)
14. Корчагин Е.Е., Головина Н.И., Нефёдова С.Л., Николаева Н.М., Похабова А.О. Управление лекарственными средствами и медицинскими изделиями по системе канбан. // Вестник Роздравнадзора. – 2017. – № 2. – С.27-30.
15. Корчагин Е., Головина Н., Нефедова С., Николаева Н., Похабова А. Новый способ снизить расходы на препараты и медизделия. // Здравоохранение. – 2017. – № 7. – С.
16. Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. - Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.2019 г. N 877н – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350548/ (дата обращения: 20.05.2022)
17. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»: Приказ Министерства финансов России от 31.12.2016 г. № 256н – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216121/ (дата обращения: 20.05.2022)
18. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению. – Приказ Минфина РФ от 01.12. 2010 г. N 157н. – URL: https://base.garant.ru/12180849/ (дата обращения: 22.05.2022)
19. Гусев С.Д., Гордина О.В., Бочанова Е.Н., Гусев Н.С., Поддубная Е.Л. Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов и медицинских изделий в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии (г.Красноярск). // Врач и информационные технологии. – 2014. - № 4. С.38-51.
20. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению. – Приказ Минфина РФ от 16. 12. 2010 г. N 174н. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108766/ (дата обращения: 27.05.2022)
Единицей измерения ННЗ по каждому ЛП является единица формы выпуска, с соответственным округлением до первичной упаковки, в которой выдается из аптеки МО в подразделение. Математическое округление производится вверх.
Величина периода времени (кратности использования) ЛП, как правило, является константой, так как зависит от поставок ЛП и количества запасов ЛП в аптеке МО. Соответственно, учитывая данный момент, установленная величина периода времени для расчета ННЗ вносится в начальные параметры расчета.
Важным в данной схеме как раз является расчет величины расхода ЛП на 1 день, так как ее неправильное определение может привести как к затовариванию склада, так и к недостатку ЛП на складе. Уже упоминалось, что ретроспективный анализ за предыдущий год не дает высокую точность, ввиду того, что на величину ЛС могли оказать влияние резкая смена эпидемической ситуации в стране и возникновение чрезвычайных ситуаций, которые кратно увеличивают величину ННЗ, что приводит к затовариванию склада и нерациональному использованию. Для решения данной задачи предлагается проводить анализ по всем данным об использовании ЛП в МО, записанным в МИС, в случае отсутствия таких данных, к примеру, на начальном этапе внедрения МИС величина ННЗ должна определяться методом экспертных оценок, где в качестве экспертов выступают заведующие отделениями и старшие медицинские сестры отделения.
Учет ретроспективного анализа должен проводиться на основании XYZ- анализа. Данный вид анализа позволяет структурировать ЛП по фактору стабильности и предоставляет возможность прогнозирования планируемого потребления в будущем периоде. Также необходимо проводить анализ, используя интеграции оцифрованных данные клинических рекомендаций по назначению ЛП из справочника. Вопрос создания такого справочника клинических рекомендаций не сегодняшний день остается открытым.