Особенности таможенно-тарифного регулирования России и Бразилии
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного экономического и политического развития государства, важную роль играет его внешнеэкономическая деятельность, связанная с импортом и экспортом товаров.
Таможенная сфера - это один из важнейших экономических инструментов любой страны мира, она несет унифицированный характер.
На таможенные органы возложена задача по соблюдению мер таможенно-тарифного регулирования, которые включают в себя взимание таможенных платежей при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в рамках внешнеторговых контрактов. Безусловно в регулировании таможенного дела в разных странах остаются специфические аспекты, знание которых позволяет таможенным службам иных государств эффективнее прорабатывать сотрудничество к взаимной выгоде своих стран.
Для осуществления поставленных задач необходимо направить торговый вектор в те государства, с которыми у России продуктивные и надежные взаимодействия в культурных, политических и торговых сферах. Одним из наиболее выдающихся внешнеэкономических партнеров для России, несомненно, является Бразилия.
Одной из особенностей государственного управления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, является рациональное использование ее экономических механизмов воздействия, где оба государства играют важную роль в их упорядочивании и установлении, один из таких механизмов – таможенный тариф.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
1.1 Формирование таможенно-тарифной политики в России
1.2 Таможенно-тарифная политика в условиях экономических санкций
1.3 Особенности регулирования ВЭД РФ в рамках таможенного союза
2. СПЕЦИФИКА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЗИЛИИ
2.1 Эволюция Таможенно-тарифной политики Бразилии
2.2 Специфика нетарифной политики Бразилии
2.3 Особенности регулирования ВЭД Бразилии в рамках МЕРКОСУР
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД РОССИИ И БРАЗИЛИИ
3.1 Критерии сравнительного анализа регулирования ВЭД в странах
3.2 Направления совершенствования перекрестной таможенно-тарифной политики с учетом опыта обеих стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (актуальная редакция ТК ЕАЭС от 01.01.2018 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2018) справочная правовая система Консультант Плюс [ Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ (дата обращения: 15.11.2021)
2) Сазонов С.Л., Морозова В.С Способы и пути закрепления ведущего места в России в евразийском транспортом коридоре// Вестник ЗабГУ. – 2015. - №2. – с. 124
3) Федеральный закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003-I “О таможенном тарифе” (с изменениями и дополнениями от 18.02.2020) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/9036342/ (дата обращения: 14.11.2021)
4) Карамышева А.А., Карамышева С.Г. Роль иностранных инвестиций в развитии экономики России Эпомен. 2019. №32., с. 80-88
5) Дмитриева О.А. Интеграция автоматизированных таможенных технологий принятия управленческих решений перспективы // актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015.- №10
6) Экономики Бразилии в 2020 году снизилась на 4,1 процента из-за пандемии
http://russian.news.cn/2021-03/04/c_139782821.htm
(дата обращения: 13.11.2021)
7) Меморандум ЕАЭС и МЕРКОСУР находится на завершающей стадии подготовки
https://ria.ru/20180518/1520896971.html (дата обращения: 17.11.2021)
8) Покровская, В.В Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.В. Покровская. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Издательство Юрайт, 2019. – 298с.
9) Теория и история дипломатии/ Кузьмина В.М.// Юго-Западный государственный университет. Курск, 2015.- №3 – с.307
10) Ксенофонтова Е.М. Основы таможенного дела: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 162с
11) Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения 15.12.2021)
12) Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «о таможенном регулировании в Российской Федерации) (ред от 21.12.2013)// Российская газета 2020. 29 ноября №270
13) Оценка средневзвешенного тарифа в 2017-2021 годах по укрупненным группам товаров. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 22.12.2021)
14) Основные направления таможенно-тарифной политики на 2020 и плановый период 2021 годов. URL: http://www.gosman.ru (дата обращения 20.11.2021)
15) Коварда В.В. взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России// молодой ученый 2018№9 с. 431-437.
16) Рукина С.Н. доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности в современных условиях// финансовые исследования 2020 №2 с. 74-81
17) Болдырева М.В вклад нефтегазового сектора в динамику экономических показателей в России и в мировой практике// Российский внешнеэкономический вестник 2018 №8 с. 66-72
18) Sachs J., Gall N. Politics and Markets: Russia and Brazil Compared: JEFFREY SACHS IN CONVERSATION WITH NORMAN GALL // World Affairs. – 1994. - No3. - pp. 147-155.
19) Teresinha Mendes Marra. Brasil y la integración sudamericana a comienzos del Siglo 21 // Estudios Internacionales, 2008. - No. 159. - pp. 97-110.
20) Мартынов Б.Ф. Бразильцы и россияне: что нас объединяет? // Латинская Америка. – 2006. - No 10. – С. 4-13.
21) Потенциал Бразилии и перспективы российско-бразильского сотрудничества. (Авт.: Мартынов Б.Ф., Теперман В.А., Ивановский З.В., Окунева Л.С.). – М.: ИЛА РАН, 2004. – 71 с. – (Сер. «Саммит»).
22) Сизоненко А.И. Россия – Бразилия: масштабные партнеры // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – No2. – С. 47-51.
23) Central Intelligence Agency, https://www.cia.gov/
24) International Trade Center, http://www.intracen.org/
25) La Nación, http://www.lanacion.com.ar/
26) UNCTAD, http://unctadstat.unctad.org/
27) World Development Indicators, http://databank.worldbank.org/
28) Министерство развития, промышленности и торговли Бразилии, http://www.mdic.gov.br/
29) Пеникас Г.И. Анализ конкурентоспособности России/ Студенческий семинар профессор Е.Г. Ясина: сборник докладов, М, Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
30) Российское атомное сообщество, http://www.atomic- energy.ru/RussianNuclearCommunity
31) Торговое Представительство Российской Федерации в Федеративной Республики Бразилии. Российско-Бразильская Комиссия высокого уровня. - [Электронный ресурс]. - URL: http://torgrussia.org/index/0-35. - Загл. с экрана (дата обращения 07.04.2022)
32) Brasil - Evolução das alíquotas nominais de importação (1983 a 2014). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.desenvolvimento.gov.br/arquivos/dwnl_1407264386.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения 21.04.2022)
33) MERCOSUR. En pocas palabras. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mercosur. int/innovaportal/v/3862/4/innova.front/en_pocas_palabras. - Загл. с экрана (дата обращения 21.04.2022)
34) Ministério do Desenvolvimento, Indústria e Comércio Exterior. Comércio Exterior. Balança comercial brasileira: Mensal. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mdic.gov.br//sitio/ interna/interna.php?area=5&menu=1161. - Загл. с экрана (дата обращения 01.05.2022)
35) Ministério do Desenvolvimento, Indústria e Comércio Exterior. Comér- cio Exterior. Balança comercial brasileira: Mensal. Navegação desta área - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mdic.gov.br//sitio/interna/interna. php?area=5&menu=1161. - Загл. с экрана (дата обращения 14.03.2022)
36) Экономика Бразилии. Состояние экономики Бразилии и ее роль в мировом хозяйстве [Электронный ресурс]. - [2022]. Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/brazil.htm
37) Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела: учебное пособие. – СПб.: Издательский центр «Интермедия», 2017. – С 254.
38) Хапилин С.А. Обеспечение конвергенции таможенной политики государств-членов Таможенного союза в условиях перехода к Евразийскому экономическому союза //Бизнес в законе. – 2015. – No6. – С.170-180.
39) Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством федеративной республики Бразилия о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений [Электронный ресурс]. URL:https://docs.cntd.ru/document/901914031 (дата обращения : 12.04.2022)
40) РСМД: ЕАЭС МЕРКОСУР и интеграция [Электронный ресурс]. URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/eaes-merkosur-i-integratsiya/ (дата обращения 15.03.2022)
41) Лохманова, Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности / Е. А. Лохманова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1 (114.1). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29408/ (дата обращения: 22.05.2022).
42) Аналитика: Экспорт и импорт России по товарам и странам. Итоги внешней торговли. URL: https://ru-stat.com/analytics/9291 (дата обращения 03.03.2022)
43) Customs Procedures for the Import of Goods into Russia, URL: https://www.russia-briefing.com/news/customs-procedures-import-goods-russia.html/ (дата обращения 18.03.2022)
44) Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13 июля 2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
45) Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ: монография / отв. ред. А.Я. Капустин. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма «Контракт», 2021. - 368 с. - ISBN 978-5-98209-129-1;
46) Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинский. - М.: Лаборатория знаний, 2021. - 349 с. - ISBN 978-5-906828-44-6;
47) Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС: монография / И.Л. Аверичева, А.В. Богданова, О.В. Гутарина и др.; под ред. Т.Н. Трошкиной. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2020. - 230 с. - ISBN 978-5- 4480-5378-6;
48) Рябухин А.Ю., Рябухина М.П. Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях Таможенного союза и вступления России в ВТО // Правовая Россия в XXI веке: вопросы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции. — С.-Пб.: Астерион, 2020. — С. 171-178
49) Сарян А.А. Регулирование внешней торговли России в современных условиях // Вестник СГУТиКД. 2020. № 2 (20) с.22
50) Панкратова В.И. Правовой режим распределения таможенных платежей в рамках Таможенного союза ЕАЭС: соотношение наднационального и национального регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. — М.: Изд. Дом «Буквовед», 2019, № 11. — С. 101-105
51) Бразилия международные торговые отношения. Торговые соглашения, таможенные правила и специальные таможенные режимы. [Электронный ресурс] URL: http://www.russobras.ru/itr_torg.php (дата обращения 10.12.2021)
52)
На момент создания интеграционного объединения МЕРКОСУР в 1991 г. ситуация не сильно изменилась. Пожалуй, самое важное – это то, что Бразилия выиграла борьбу за первенство и стала наиболее экономически развитой страной бассейна Ла-Платы. Это стало возможным благодаря использованию в первую очередь географических преимуществ: Бразилия контролировала истоки трех крупнейших рек Ла-Платы, что позволяло ей развиваться по двум геополитическим осям (Север-Юг и традиционно Запад-Восток). Как следствие, большинство торговых потоков проходили через бразильские глубоководные порты, подчиняя региональную внешнюю торговлю бразильским интересам.
И когда пришло время перейти от модели конфликта к модели сотрудничества в виде создания региональной экономической интеграции (проект МЕРКОСУР), Бразилия сделала это с позиции сильной стороны. Во- первых, контроль над основными экспортными коридорами значительно снижал рентабельность традиционных торговых каналов для других стран. Во- вторых, контроль над плотиной Итайпу и одноименной крупнейшей ГЭС в регионе заблокировал доступ в верховья реки Параны, и поставил соседние страны в энергетическую зависимость от Бразилии. И, наконец, из-за пассивной аргентинской политики, Бразилия подчинила своим интересам Боливию и Парагвай, став доминирующей державой в бассейне Ла-Платы.