Анализ льготного лекарственного обеспечения, как составной части государственной социальной помощи населению
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, произошедшие на фармацевтическом рынке в последние десятилетия, сопровождающиеся ростом числа субъектов фармацевтического рынка, либерализацией цен, увеличением ассортимента реализуемых товаров и услуг, привели к необходимости поиска аптечными организациями новых знаний с целью приобретения устойчивых преимуществ перед конкурентами и удовлетворения нужд потребителей. Сегодня практически каждое аптечное предприятие располагает широчайшим ассортиментом лекарственных препаратов и сопутствующих товаров, приемлемым уровнем цен, евроремонтом помещений, современным торговым оборудованием.
До 70-х годов XX столетия проблема принятия отдельными фармацевтическими компаниями, так же как фармацевтической индустрией в целом стратегических решений для определения путей развития не стояла так остро и не была актуальной.
Однако в настоящее время реалии бизнеса диктуют высокую конкурентную политику фармацевтического и аптечного рынка. И при сформировавшейся конкурентной среде аптеки вынуждены внедрять и активно применять все более изощренные способы повышения конкурентоспособности и максимально использовать любые резервы для привлечения посетителей в свою аптеку, тем самым, повышая доходы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В АПТЕКЕ 7
1.1. Краткая история развития аптечного дела 7
1.2. Нормативные документы регулирования фармацевтической деятельности 9
1.3. Понятие мерчандайзинга, его цели и задачи 11
1.4 . Общие принципы мерчандайзинга для аптечной розницы 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ «НА ЗДОРОВЬЕ» 38
2.1. Характеристика деятельности аптеки «На Здоровье» 38
2.2. Анализ влияния мерчандайзинга на покупательскую способность в аптеке «На Здоровье» 41
2.3. Пути совершенствования управления продажами в аптеке «На Здоровье» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атаева Т. А. Учебное пособие «Мерчандайзинг» для направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» профиль «Маркетинг» / Т. А. Атаева. – Махачкала: ДГИНХ, 2019. – 65с.
2. Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход / Б. Берман, Дж. Эванс. – М.: Вильямс, 2020. – 1184 с.
3. Богданова, Н.Б., Искусство продаж в аптеке // Экономический вестник фармации. - 2021. - №8. - С. 40-42.
4. Веллхофф А. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями / А. Веллхофф, Ж.-Э. Массон ; Пер. с фр. Н. Д. Бирюковой. – М. : Издат. дом Гребенникова, 2019. – 274 с.
5. Григоренко, Т. М. Классификация видов мерчандайзинга / Т. М. Григоренко // БИЗНЕСИНФОРМ. – 2020. – №5. – С. 511-515.
6. Гришунина, А. Удобно покупателю - выгодно аптеке. // «Фармацевтический вестник». - 2021. - №23. - С.87-95
7. Давыдкина, И. Б. Мерчандайзинг: Учебно-практическое пособие / Давыдкина И.Б. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 162 с.
8. Дорофеева В.В., Факторы успеха аптечной организации // Мерчандайзинг. «В аптеках города и области» - 2020. - №3 - С.58-60.
9. Канаян К., Мерчандайзинг / К. Канаян, Р. Канаян. – М.: РИП-холдинг, 2021. – 236 с.
10. Клочкова, М.С., Логинова Н.О., Якорева A.C. Мерчандайзинг : учеб.-практ. пособие/ М. С. Клочкова, Н. О. Логинова, A. C. Якорева. – М. : «Дашков и Ко», 2019. – 268 с.
11. Липсиц И.В. Фармацевтический маркетинг: (практическое руководство по разработке плана маркетинга для фармацевтической организации) / И.В. Липсиц, М.Н. Дымшиц. – Москва: Гэотар-Медиа, 2017. - 321с.
12. Морозова, Л.К. Кадры современной аптеки: методические рекомендации / Л.К. Морозова, И.И. Петров. – Москва: РОССПЭН, 2019. – 75 с.
13. Недоговорова, К.В. Настоящее и будущее российской аптечной системы: учебник / К.В. Недоговорова. – Москва: Ремедиум, 2018. – 120 с.
Недоговорова, К.В. Новая аптека: учеб. пособие / К.В. Недоговорова. – Москва: Ремедиум, 2018. – 55 с.
11. Парамонова Т. Н. Мерчандайзинг : учебное пособие / Т. Н. Парамонова, И. А. Рамазанов. – 5-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2016. – 144 с.
12. Петрова, Е.С. Современные аптечные организации // Экономический вестник фармации. – 2017. - №5. – С. 33 - 37
13. Рейхарт Д.В. Фармацевтический рынок: его особенности, проблемы и перспектива: учеб. пособие / Д.В. Рейхарт, В.А.Сухинина, Ю.В. Шиленко. – Москва: Ремедиум, 2018. – 77 с.
14. Славич-Пристула, А.С. Практический маркетинг для аптек: учебник / А.С. Славич-Пристула. – Москва: Ремедиум, 2019. – 122 с.
15. Сысоева С. В. Мерчандайзинг. Базовые принципы / С. В. Сысоева. – М. : ЛитРес, 2018. – 120 с.
16. Теодорович, А.А. Управление и экономика фармации: учебник / А.А. Теодорович. – Москва: Медицина, 2017. – 111 с.
17. Чкалова О. В. Мерчандайзинг как инновационная технология управления эффективностью продаж / О. В. Чкалова, М. В. Ефремова // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – Т. 18, № 2. – С. 265-278.
18. Усенко В.А. Фармацевтический маркетинг. // «Провизор». -2019. - №10 - С. 65-67.
19. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – СПб. : Питер, 2019. – 736 с.
20. Фармацевтический маркетинг: учебник для вузов / А.Ю. Юданов [и другие]. – Москва: Спецлит, 2019. – 153 с.
21. Шамин, А.Н. История аптек и аптечного дела: учебник для вузов / А.Н. Шамин. – Москва: OSF, 2019. – 198 с.
22. Экономика и управление здравоохранением: учебник / А.Г. Трушкин [и другие].– Москва: Феникс, 2019. – 43 с.
На момент открытия, аптека ООО « На Здоровье» занималась отпуском лекарственных препаратов и медицинских изделий. Со временем в аптечном ассортименте стали появляться диетическое питание, лечебно-косметические товары известных брендов, оптика, средства обеспечивающие гигиену животных, семена лекарственных растений. Увеличение объемов и уменьшение издержек одна из задач аптечных сетей «На здоровье». Как показывает практика, придерживаясь определенного плана, аптечная сеть «На здоровье» может увеличить свои объемы и способны занять значительную часть фармацевтического рынка в России. Определяющим фактором при выборе стратегии развития аптечного сегмента рынка является расположение аптечных пунктов в той или иной местности и расположении города. Исходя из этих соображений, чтобы повысить уровень дохода сеть аптек «На здоровье» идеально располагает свои организации в местности городов и близ лежащих населенных пунктов. Транспортная развязка, большое скопление народа в общественных местах все это создает большой эффект как в маркетинговом аспекте так и в финансовом для аптеки. Положительная динамика роста клиентов это конечно хорошо, но и важна стабильная и активная деятельность покупателей. Эффективно с точки зрения стратегии может выступить расположение аптек в застроенных районах, что оказывает благоприятное воздействие на брэнд и авторитет. Главным критерием аптечного пункта является способность предложить необходимый товар для клиента по очень привлекательной для него цене. В условиях возрастающей конкуренции на розничном фармацевтическом рынке залог успеха определяется не только ценами, товаром и местом где находится аптеки, но и высоким уровнем сервиса.