Массовое коллекционирование в СССР: историко-антропологический аспект (на примере г. Перми)

ВКР в которой проведено ознакомление с моделью массового коллекционирования в СССР, сформулированы методологические подходы и принципы исследования, описано дискурсивное поле коллекционирования в РСФСР и СССР, а также практическая реализация модели
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.01.2023
Объем файла
319 Кб
Количество страниц
149
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность работы. Коллекционирование как особый вид человеческой деятельности имеет богатую и даже спорную историю: ученые-антропологи говорят об известных случаях систематизации предметов на уровне неандертальцев, историки видят начало коллекционирования в Античной эпохе, третьи утверждают, что этот вид деятельности приравнен к животному инстинкту – обладанию чем-либо.
Так или иначе, коллекционирование в России как культурный и массовый феномен принято связывать с правлением Петра I. Частные коллекции становятся объектом рассмотрения с начала их зарождения как явления. Начиная с эпохи Возрождения в Европе и эпохи Петра I в России основным способом репрезентации коллекции являлся каталог, вводящий в публичное пространство как личность владельца, так и саму коллекцию. Многие коллекционеры желали открыть свое достояние для публики, создавая городские музеи или передавая собрания уже существующим.
На рубеже XX столетия в свет выходит множество публикаций, описывающих

МАССОВОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В СССР: ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ Г. ПЕРМИ)

Введение 3

Глава I. Советское коллекционирование в 1920-1940 годы 11

1.1. Разрушение дореволюционной парадигмы коллекционирования 11

1.2. Культурная революция, советские институты и проект Ф.Г. Чучина 14

1.3. Зарождение детского коллекционирования в СССР 23

1.4. Конфликт, приведший к гибели 32

1.5. Выводы к первой главе 36

Глава II. Советское коллекционирование в 1960-1991 годы 38

2.1. Агенты возрождения 38

2.2. Реабилитация институтов 42

2.3. Способы пополнения коллекций 46

2.4. Практики и ритуалы 50

2.5. Экономика 53

2.6. Собирательство и гендер 57

2.7. Выводы по второй главе 60

Заключение 64

Библиографический список 68

Приложение 1. 76

Приложение 2. 78

Приложение 3. 79

Приложение 4. 93

Приложение 5. 96

Приложение 6. 112

Приложение 7. 115

Приложение 8. 119

Приложение 9. 123

Приложение 10. 126

Приложение 11. 130

Приложение 12. 133

Приложение 13. 139

Приложение 14. 144

Приложение 15. 147

Библиографический список

Источники:

1. Артамонов М. Страничка юных филателистов // Советская филателия, 1924, № 2. С. 19-22.

2. Бибиков В. Каким должен быть наш журнал // Советский коллекционер, 1932, №10-12. С. 294.

3. Бубу. Филателия и педагогика // Советская филателия, 1924, №11-12.  С. 6-8.

4. Вальб. Еще о продвижении филателии в массы // Советский коллекционер, 1932, №10-12. С. 285.

5. Виппер Р.Ю. Учебник истории. Древность. Рига. 1925. 236 с.

6. ВОФ — коллективный член Общества «Знание» // Филателия СССР. — 1967. — № 11. — С. 47.

7. Глейзер М. Интересный документ // Филателия СССР. — 1984. — № 10. — С. 39.

8. Горбатко В. 25 лет Союзу филателистов СССР // Филателия СССР. — 1991. — № 3. — С. 4—7.

9. Горцев П. Конец филателистических безобразий // Северо-Кавказский коллекционер. — Ростов-на-Дону, 1929. — № 3 (13). — С. 8.

10. Жив Курилка! // Северо-Кавказский коллекционер. — Ростов-на-Дону, 1928. — № 5.

11. Известия ВЦИК, 1922, № 72 от 30.III.1922 года.

12. Интервью №1. Личный архив автора.

13. Интервью №2. Личный архив автора.

14. Интервью №3. Личный архив автора.

2) плюралистическая мужественность как поведенческие и ритуальные практики (поход в баню, азартные игры, посещение пабов); 3) относительная мужественность как итог нескончаемых сравнений мужского и женского (мышечная масса мужчин в среднем на 20% больше женской, мужчина должен быть таким-то, а женщина такой-то и т.д.).
Безусловно, коллекционирование невозможно определить через одежду, золотые цепи или присущий только мужчинам терминологический аппарат, точно также, как и через сравнительные операции. Интересно, что сами женщины с грустью обосновывают потерю своего хобби в связи с увеличением домашних обязанностей:
«Нельзя сказать, что я была коллекционером до мозга-костей, я просто собирала то, что мне нравилось, а потом уехала учиться в школу-интернат, затем поступила в ВУЗ, первая любовь, семья… Иногда я вспоминаю о своих альбомах, у меня были редчайшие чешские и польские марки, но все альбомы я уже отдала Роме-племяннику.»