Профилактические осмотры детей и подростков как область деятельности школьной медицинской сестры
ВВЕДЕНИЕ
Усовершенствование государственной политики Российской Федерации в области защиты детства является ценностью. Медицинское обеспечение детского населения обязано улучшаться благодаря повышению эффективности и качества профилактической, лечебно-диагностической и медико-социальной помощи.
На данный момент зарегистрирован высокий уровень охвата несовершеннолетних профилактическими осмотрами (более 24,6 млн. человек). Однако доля здоровых детей в России составляет не более 30%. Частота заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, эндокринной и сердечно-сосудистой систем наиболее высока у детей .
В Приволжском федеральном округе заболеваемость детей и особенно, подростков выше среднего российского показателя. По современным представлениям многие из этих состояний могут быть выявлены и скорректированы на донозологическом этапе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ8
1.1. Проблемы, связанные с охраной и укреплением здоровья детей школьного возраста в России и мире. Пути их решения8
1.2. Соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях как фактор, определяющий состояние здоровья детей школьного возраста и предотвращающий возникновение школьно-обусловленных заболеваний23
1.3. Возможности диагностики ранних нарушений в состоянии здоровья школьников, в том числе школьно-обусловленных заболеваний при проведении профилактических медицинских осмотров34
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСТОЧНИКИ
ИНФОРМАЦИИ46
2.1. Характеристика базы исследования46
2.2. Анализ результатов анкетирования учахищся 2-4 классов ГАОУ "Адымнар - Казань"49
2.3. Анализ результатов профилактического осмотра учащихся 2-4 классов ГАОУ «Адымнар-Казань»53
ГЛАВА 3. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ56
3.1. Роль школьной медицинской сестры в организации профилактических осмотров56
3.2. Основные направления деятельности школьной медицинской сестры в профилактике основных неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний63
3.3. Особенности работы школьной медицинской сестры с учителями, родителями школьников72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ80
ВЫВОДЫ84
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК86
ПРИЛОЖЕНИЕ91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Антонова, Е.В. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту [Текст] / Е.В.Антонова // Педиатрическая фармакология. - 2009. - Т. 6. - № 4.- С. 120-122.
Барабанов, Д.Д. Взаимосвязь различных стилей родительского воспитания и мотивационных особенностей родителей [Текст] / Д.Д.Барабанов, О.Н.Рычкова // Живая психология. - 2018. - Т. 5. - № 3. - С. 245 - 256.
Баранов, А.А. Медицинское обеспечение детей подросткового возраста [Текст] / А.А.Баранов, А.Г.Ильин, Е.В. Антонова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - №4. - С.28 - 32.
Баранов, А.А. Охрана здоровья детей в системе государственной политики [Текст] / А.А.Баранов, Т.В.Яковлева, Ю.Е.Лапин // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2011. - № 6. - С. 8 - 12.Баранов, А.А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления [Текст] / А.А.Баранов, В.Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. - 2018. - Т. 99. - № 4. - С. 698 - 705.Баранов, А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография. М.: Издательство «ПедиатрЪ». - 2014.- 388с.Бахтигареева, Г.И. Обеспеченность витаминами и минералами школьников и подростков [Текст] / Г.И.Бахтигареева // Интерактивная наука. - 2018. - № 6 (28). - С. 16-20.
Безопасность и здоровьесберегающие технологии в образовании: монография / А.П. Григоренко [и др.]. / Под ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск: Центр информации, 2011. – 194 с.
Белобородова, Н.С. Подготовка педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий как условие, обеспечивающее минимизацию рисков для здоровья детей в процессе обучения [Текст] / Н.С.Белобородова, И.В.Кузнецова, И.А.Сулима // Гуманизация образования. – 2017.- № 4. - С.79 – 84.
Бирюкова, С.Г. Психологическая готовность ребѐнка к школьному обучению [Текст] / Н.С. Бирюкова //Вопросы педагогики. - 2018. - № 9. - С. 15-17.
Бобылева, О.В. Здоровьесберегающая составляющая валеологического воспитания школь
году опубликовали методические рекомендации к Федеральному закону об образовании № 273, статья 41 (от 21.12.2012 г.), в которых расписаны задачи классного руководства педагога, среди которых формирование здорового образа жизни учащихся. Это означает, что достижения конечной цели, поставленной перед ОО невозможно без решения такой задачи, как сохранение здоровья учащихся.
Структура и организация процесса обучения, как и сам процесс обучения, связаны со способностями и потребностями личности, с максимальным развитием ее базовых способностей. Интеллектуализация процесса обучения-это острая потребность в современном обучении, направленная на поиск нового педагогического подхода, который повысит активность познавательного процесса, мотивацию обучения, целеустремленность, возможность быстрой подготовки, формирование и развитие знаний, навыков и умений.