Историко-догматический очерк христианской антропологии

Цель исследования – демонстрация философско-догматических основы христианской антропологии в ее историческом развитии
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.01.2023
Объем файла
200 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Антропология – от греческого ἄνθρωπος – человек и λόγος – учение.
Вопрос о происхождении человека, его физических и духовных особенностях, интересовал многих исследователей с древних времен. Идея о том, что человек центр вселенной была озвучена в античности. Античная философия описывала человека как малый мир, «микрокосм». Именно человек придает смысл мирозданию, в этом его превосходство над  тварным миром. Библейское учение о творении принципиально отличается от эллинистической идеи создания мира – богом демиургом. Священное Писание описывает открывает замысел Творца и описывает процесс сотворения человека, несущего в себе образ и подобие Его: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). «Образ и подобие» Бога в человеке – один из главных догматов христианской антропологии. Христианская антропология не отвергает идею античной философии о человеке, как «микрокосмосе». Но, святые отцы Церкви раскрывают другое содержание и смысл в человеке. Подлинное величие его проявляется в причастности в образе и подобию Божию. В этом принципиальное отличие христианской антропологии от учения о человеке античной философии. Человек это личностное существо, как и Бог, через единение с Которым, человек должен преобразить себя  и мир. У человека с Богом устанавливается личностный характер отношений. Святые отцы не дают точное значение образа и подобия Божия в человеке. Одни отцы описывают образ Божий, как качество души человека, стремление к Богу, познанию и единению с Первообразом.   Другие видели образ Божий в уме (разуме) человека, имеющим особые познавательные способности, и управляющим его действиями. Третьи выделяли обладание даром свободы,  самоопределения и духовной природой, достоинством человека и бессмертную душу. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………..….3

ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ И БИБЛЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ……………………………………….……7

1.1. Антропология античных философов ……………………………………..7

1.2. Библейская антропология …………………………………………………17

Выводы……………………………………………………………………….…..26

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ДОГМАТИЧЕКСИХ ОСНОВ 

ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ …….……………………..…………..27

2.1. Раннехристианская антропология …………………………………….…..27

2.2. Антропология в патристический период …………………………………34

2.3. Антропология в средневековой схоластике……………………………….43

2.4. Антропология в русском богословии ……………………………………..49

Выводы ………………………………………………………....….…………….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………….…....58

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..…..63

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.            В русском переводе с параллельными местами. – Россия: Объединённые библейские общества, 1992. – 297 с. 

Источники

2. Августин Аврелий, блаженный. О бессмертии души // Азбука веры: [сайт]. – 2005 – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-bessmertii-dushi/ (дата обращения: 20.03.2022).

3. Августин Аврелий, блаженный. О Троице / блаженный Августин Аврелий // Азбука веры: [сайт]. – 2005 – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/ (дата обращения: 20.03.2022).

4. Аристотель. О душе. [Перевод П. С. Попова] / Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. Самопознание и саморазвитие // PSYLIB: [сайт]. – 2020. – URL: http://psylib.org.ua/books/arist01/index.htm (дата обращения: 02.12.2021).

5. Василий Великий, святитель. Беседы на Шестоднев Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/#0_10 дата обращения: 15.02.2022).

6. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского / архимандрит Георгий (Тертышников) // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-feofana-zatvornika-vyshenskogo/ (дата обращения: 30.01.2022).

7. Григорий Богослов, святитель. Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений). Слово 7, о душе. / святитель Григорий Богослов // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pesnopenija-tainstvennye/7 (дата обращения: 30.01.2022).

8. Григорий Палама, святитель. Беседы (омилии) // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/ (дата обращения: 15.02.2022).

9. Димитрий Ростовский, святитель. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-dimitrija-rostovskogo/159 (дата обращения: 15.04.2022).

10. Ерм, апостол. Пастырь // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/0 (дата обращения: 09.02.2022).

11. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры / преподобный Иоанн Дамаскин // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/ (дата обращения: 25.01.2022).

12. Ириней Лионский, священномученик. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/ (дата обращения: 15.04.2022).

13. Иустин Философ, мученик. Разговор с Трифоном иудеем // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/ (дата обращения: 25.01.2022).

14. Климент Александрийский, пресвитер. Строматы (Перевод Н. Корсунского) // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty-perevod-n-korsunskogo/ (дата обращения: 15.02.2022).

15. Климент Римский, священномученик. Послания к Коринфянам // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/ (дата обращения: 30.01.2022).

16. Немесий Эмесский, епископ. О природе человека // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emesskij/o-prirode-cheloveka/ (дата обращения: 15.02.2022).

17. Платон. Сочинения Платона / Государство. Часть 3. / Платон. – Санкт-Петербург: Лань, 2014. – 528 с. 

18. Платон. Сочинения Платона / Федон. Часть 2: Критон. Федон. Менон. Горгиас. Алкивиад первый. Алкивиад второй / Платон – Санкт-Петербург: Лань, 2014. – 476 с. 

19. Платон. Тимей. / Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. Самопознание и саморазвитие / Платон // PSYLIB: [сайт]. – 2020. – URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/27timei.htm (дата обращения: 02.12.2021).

20. Тертуллиан. О покаянии // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_pokayanii/ (дата обращения: 09.02.2022). 

21. Тихон Задонский, святитель. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/simfonija-po-tvorenijam-svt-tihona-zadonskogo/178 (дата обращения: 15.04.2022).

Литература

22. Абашидзе Л., архимандрит. Грех Адамов. / архимандрит Лазарь (Абашидзе) // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidze/greh-adamov/#sel= (дата обращения: 30.01.2022).

23. Берман Б. И. Библейские смыслы. Кн. 1. /Обработка магнитофонных записей бесед Б.И. Бермана (1957–1992.). /Под ред. Мейра Сайтанова. – Москва: Лайда, 1997. – 200 с. 

24. Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/ (дата обращения: 15.02.2022). 

25. Данилов А.В. Раннехристианская антропология / А. В. Данилов. – Минск: Издательство Минской духовной академии, 2019. – 634 с. 

26. Ермишина К. Б. Религиозная антропология: учебное пособие / К. Б. Ермишина. – Москва: ПСТГУ, 2013. – 367 с. 

27. Иванов Н., протоиерей. И сказал Бог... Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1–5). / протоирей Н. Иванов – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1997. – 385 с. 

28. Ким Н., прот. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. / протоирей Н. Ким // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/kratkie-svedenija-o-zhizni-prp-nikity-stifata-i-bogoslovskie-temy-ego-traktata-o-rae/4  (дата обращения: 20.01.2022).

29. Кукарцева М.А. Философия для бакалавров: учебное пособие для вузов / Под ред. М. А. Кукарцевой. – 2е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 360 с. 

30. Лебедев В. Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИД Юрайт, 2013. – 629 с. 

31. Лоргус А, протоиерей. Православная антропология / протоиерей А. Лоргус // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/pravoslavnaja-antropologija/  (дата обращения: 02.03.2022).

32. Маслов И., схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/svjatitel-tihon-zadonskij-i-ego-uchenie-o-spasenii/2_4_4 (дата обращения: 02.03.2022).

33. Мейендорф И., протоиерей.  Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vizantijskoe-bogoslovie-istoricheskie-tendentsii-i-doktrinalnye-temy/ (дата обращения: 02.03.2022).

34. Панищев А. Л. Философия античного мира: учебное пособие / А. Л. Панищев. – Москва: Инфра-М; Znanium.com, 2018. – 98 с. 

35. Петухов А., прот. Жизнь и богословие святителя Димитрия Ростовского // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhizn-i-bogoslovie-svjatitelja-dimitrija-rostovskogo/ (дата обращения: 02.03.2022).

36. Равази Джанфранко.  Краткая история души / Равази Джанфранко. /Пер. с ит. (Серия «Современное богословие»). – Москва: Издательство ББИ, 2012. – 311 с. 

37. Тайван Л. Л. Антропология. / Л. Л. Тайван / Православная энциклопедия/ под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Православная энциклопедия [сайт]. – 1998. – URL: https://www.pravenc.ru/text/114070.html (дата обращения: 20.01.2022).

38. Хмелевский П., архиепископ. О духе, душе и теле. Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле // Азбука веры: [сайт]. – 2005. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/o-duhe-dushe-i-tele-sushhnost-raznoglasij-v-uchenii-episkopov-feofana-i-ignatija-o-duhe-dushe-i-tele/ (дата обращения: 25.04.2022).

39. Ходзинский П., протоиерей. Святитель Филарет и блаженный Августин // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. – 2016. – Вып. 5 (72). – С. 20–30. 

 

Святитель Феофан (Говоров), также, добавляет слова Екклезиаста: Возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже и даде его» (Еккл. 12, 7).  Невещественность души он подтверждает словами из Евангелия: не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить»          (Мф. 10, 28); поклоняться Духу – Богу «духом и истиною» (Ин. 4, 24).  По мнению еп. Феофана, духовные действия, возлагаемые на душу Господом, никак не могут исходить из телесной оболочки, какое бы тонкое оно не было. В отношении к Богу – дух чистый, то и по отношению к душе, также, значит дух чистый, т. е. невещественный и бестелесный.  
Святитель Игнатий Брянчанинов утверждал, что термины «дух, душа» употребляются в Св. Писании, христианских трудах как «ветер, воздух, газ».          
С этим не согласен был еп. Феофан, и считал, что такое объяснение неудачно, так как значение этих слов, по его мнению, надо понимать как дух, существо разумное, бестелесное, невещественное. Примером служили слова из Быт. 2, 7. Если вспомнить свидетельства о бессмертии души, то в них говорится, что все существующее материальное имеет конец, то есть предел своего бытия. И если Слово Божие учит о бессмертии души, значит, душа никаким образом не может являться вещественной. На сколько, не была бы материя «легкой» и «утонченной», она все равно будет оставаться материей, и тогда невозможно рассуждать о ее бессмертии. Такие доводы подтверждают учение свт. Феофана Затворника более, чем учение свт. Игнатия Брянчанинова.