Особенности слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель исследования: изучить особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и разработать методические рекомендации по ее своевременной коррекции
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.01.2023
Объем файла
156 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность данного исследования заключается в том, что в современном мире регулярно растет число детей, имеющих нарушения интеллектуального развития, и в современной науке, несмотря на невероятный прогресс и цивилизацию, все еще остается множество не разрешенных вопросов о памяти. Более того, современная психология так и не пришла к единому, однозначному определению памяти. По мнению Л.С. Выготского, «ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти».
Память является жизненно важной составляющей в жизни каждого человека. Без памяти невозможны такие явления, как  накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, успешное обучение, поэтому изучение особенностей формирования памяти у детей позволяет разработать продуктивные методы и приемы повышения её эффективности, поскольку высокий уровень сформированности этого процесса облегчит их школьное обучение. Наиболее важным периодом в жизни ребенка является - начальная школа, следовательно, необходимо учитывать закономерности развития памяти именно в младшем школьном возрасте. 
Более актуализирована проблема изучения памяти у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения интеллекта. Интеллектуальное нарушение представляет собой состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга, его реакциями на данные нарушения [34]. Дети с данным нарушением поступают в школу недостаточно подготовленными к учебной деятельности, с отсутствием интереса к процессу обучения, у них наблюдается снижение внимания, память развита слабее, у таких детей затруднено восприятие пространства и времени, что значительно затрудняет им ориентирование в окружающем их мире. Выше перечисленные особенности психической деятельности детей с особенностями в развитии носят стойкий характер, так как являются результатом органического поражения  коры головного мозга, на разных этапах их развития.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………… 3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования ……………….. 8

1.1. Проблема изучения памяти в психологической литературе.……... 8

1.2. Закономерности развития слухоречевой памяти в младшем школьном возрасте………………………………………………… 15

1.3. Современное состояние изучения слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ……….. 22

Выводы по первой главе ………………………………………………….. 27

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 29

2.1. Организация, методы и методики исследования ………………..... 29

2.2. Анализ результатов исследования ………………………………… 36

2.3 Методические рекомендации по коррекции слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.… 50

Выводы по второй главе ……………………………………………….... 57

Заключение ………………………………………………………………. 62

Список использованной литературы ……………………………………. 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.

2. Блонский, П.П. Память и мышление. Изд. 2. Москва: Норма, 2007. 208 с.

3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. Москва: Гном-Пресс, 2002. 64 с.

4. Бочарова С.П. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. Москва: Гуманитарный Центр, 2007. 384 с. 

5. Бухановский, А.о. Кутявин, Ю.А., Литвак, М.Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – М Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 

6. Виноградова, А.Д., Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология» / А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с. 

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / под ред. Матюшкина А. М. Москва: Педагогика, 1983. 368 с.

8. Выготский Л.С. Лекции по психологии.  СПб.: Союз, 1997. 144 с.

9. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с. 

10. Дунаева, Е.С. Изучение, коррекция и развитие памяти младших школьников с нарушением интеллекта// Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки, 2011. №1/2(8). С. 29-35. 

11. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. – М.: 1973. - 152 с.

12. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени / под ред. Гиппенрейтера Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Москва: АСТ, 2008. 646 с.

13. Злоказова А.А. Психолого-педагогическая коррекция видов памяти младших школьников с задержкой психического развития. Выпускная квалификационная работа. Челябинск, 2016. 104 с. 

14. Ипполитов, Ф.В. Память школьника. Москва: Знание, 1978. 48 с.

15. История изучения умственной отсталости [Электронный ресурс] // Поиск лекций. - URL: https://poisk-ru.ru/s20622t11.html (дата обращения 12.04.2021). 

16. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы Минск: Амалфея, 2006. 368 с.

17. Крысько В. Г.  Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, 1999. 384 с.

18. Кудинова И.А. Диагностика слуховой памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Студенческий вестник. 2018.  № 28-1 (48). С. 18-20.

19. Кузнецова, Л.В., Переслени, Л.И., Солнцева, Л.И. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

20. Кукушина, В.С., Коррекционная педагогика / В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004 - 352с.

21. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / пер. с нем. и англ. Е. Ю. Патяевой, Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2001. 572 с.

22. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: Нарушение памяти при глубинных поражениях мозга. Москва: Педагогика, 1976. 192 с.

23. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 2000. – 154 с. 

24. Макаров, И.В. Умственная отсталость у детей и подростков: клинические рекомендации / И.В. Макаров. – СПб.: ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева», 2015. – 30 с.  

25. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с.

26. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Москва: Линка-Пресс, 1998. 176 с.

27. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 1984. 256 с.

28. Михайлова В. С. Развитие слухового вида памяти у первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 61–65.

29. Немов Р.С.    Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е  изд. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.

30. Немов Р.С. Психология. Книга I. Общие основы психологии. 3-е изд. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. 668 с.

31. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие Москва: Сфера, 2002. 510 с.

32. Петровский А.В. Культурно-историческая теория. Психология. Словарь. Москва: АСТ, 2010. 662 с.

33. Петровский А.В. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. Москва: Просвещение, 1976. 479 с. 

На основе анализа результатов проведенного исследования получены следующие данные: ни у одного обучающегося (0%) не обнаружен высокий уровень развития опосредованной слухоречевой памяти, но при этом учащиеся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями усваивали то, количество информации, которое они способны вопроизвезти по истечении определенного периода времени при условии ее опосредованного переноса.
У 3 обучающихся (23%) обнаружен средний уровень развития опосредованной слухоречевой памяти. Данные дети испытывают затруднения в деятельности, свяазнной с применением специальных приемов запоминания, сохранения и вопспроизведения информации.
Большинству обучающихся – 10 человек (77%), свойственен низкий уровень развития опосредованной слухоречевой памяти, что сведельствует о неспособности данных детей применять прием запоминания – схематизация, связанный с изображением полученной информации графическими средствами.