Развитие памяти с применением мнемотехники на уроках биологии у обучающихся среднего звена

Цель исследования: выявить роль уроков биологии с применением мнемотехники в развитии памяти обучающихся среднего звена
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.01.2023
Объем файла
146 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Развитие и формирование памяти обучающихся всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
В жизни каждому человеку приходится часто  запоминать большой объем информации. С развитием современного общества и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает расслабиться ни на минуту, объем информации, который нужно запоминать, увеличивается. Это касается не только взрослых людей, которым необходимо запоминать большое количество информации в силу своей работы, но и детей, подростков.
Современная школьная программа и нововведения ФГОС  предполагают, что дети должны усваивать большое количество новой информации. После поступления в школу, важнейшая задача обучающихся – получение и усвоение требуемой информации учебно-методических комплексов.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться. Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она – есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
В большой российской энциклопедии память определяется как способность живых организмов и технических устройств к сохранению и многократному воспроизведению информации [2]. Педагогический терминологический словарь трактует память как психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта [14]. Память в жизни выполняет функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, сходным данным и результатам, но и по разному развитию у людей.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методические основы развития памяти у обучающихся среднего звена………………………………………….........................................7

1.1. Понятие и виды памяти……………………………………………………7

1.2. Развитие памяти в среднем школьном возрасте………………………12

1.3. Мнемонические приемы запоминания…………………………………16

Выводы по главе 1………………………………………………………………...22

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у

обучающихся среднего звена на уроках биологии ……………………………….

2.1. Диагностика исходного уровня развития памяти семиклассников……………………………………………………………………24

2.2. Тематическое планирование развития памяти обучающихся с помощью мнемонических приемов запоминания на уроках биологии…………………………………………………………………………...29

2.3. Анализ педагогического эксперимента …………………………………..30

Выводы по главе 2………………………………………………………………...33

Заключение………………………………………………………………………...35

Список литературы………………………………………………………………..37

Список литературы

1. Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Москва : Гос. соц.-экон. изд-во, 1995 – 213 с.

2. Большая российская энциклопедия [в 30 т.] / научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004-. - 30 см.

3. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991

5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., Книга по Требованию, 2013 – 135с.

6. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – Москва : Русский язык, 2015 – 1168 с.

7. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М. : Директ-Медиа, 2008

8. Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М. : изд-во Моск. ун-та, 1980

9. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. – Москва Сфера : 2015 – 345 с.

10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – Санкт-Петербург :       Питер, 2015 – 940 с.

11. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследовани высших     психических функций. Москва – Ленинград, 1931 – 278 с.

12. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития детство,   отрочество. 4-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 1999 – 176 с.

13. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2013 –688 с.

14. Педагогический терминологический словарь — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

15. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие] / А. М. Боднар ; М-во образования и науки рос. Федерации, урал. федер. ун-т. — екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2014 — 100 с.

16. Рыбников, Н.А. Память, еѐ психология Н. А. Рыбников. – Санкт-Петербург : Речь, 2010 – 147 с.

17. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти /  А. А. Смирнов. – Москва : АПН, 1999 – 221 с.

18. Смирнов, А. А. Процессы мышления А. А. Смирнов. – Москва : Академия, 2012 – 88 с.

19. Смирнов, А. А. Психология запоминания / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2011 – 458 с.

20. Сочинения: Основы психологии. – Спб., 1962; г. О.Эббингауз. Статья «Смена душевных образований».

21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

22. Чутко Н.Я. Развитие памяти школьника. – М.: Педагогика, 1992  - 192 с.

23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник для студенто вузов./ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007 – 349 с.

24. Шевченко А.А. Диагностика познавательных процессов младших школьников / Шевченко А.А. - г. Переславль-Залеский, 2017

school9-prs.edu.yar.ru

Проанализировав данные эксперимента по определению уровня развития опосредованной памяти, можно сделать вывод о том, что некоторые школьники испытывали трудности при запоминании информации посредством анализа, переосмысления и сравнения заучиваемого материала. Возможно, дело в рассеянном внимании или нежелании ребенка следовать правилам. 
У многих обучающихся имеются положительные стороны уровня развития опосредованной памяти: хорошо справились с заданием, нарисовали ассоциации и верно назвали большинство слов, некоторые по рисунку, некоторые по памяти.
По результатам методики «Воспроизведение геометрических фигур» (средний и старший подростковый возраст), мы выявили, что уровень развития зрительной памяти в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаковый. Из этого можно сделать вывод, что уровень развития зрительной памяти у них тоже средний. Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 1.2 и гистограмме 1.2.