Роль мотивации в процессе подготовки дошкольников к школе

Целью исследования является определение роли мотивации в процессе подготовки дошкольников к школе
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
124 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Проблема готовности детей к школе является достаточно важной и значимой в педагогике и психологии. Начало школьного обучения - это новый сложный этап в жизни ребенка, который требует сформированного уровня готовности к этому новому этапу и к учебной деятельности.
На сегодняшний день существует большое количество детей, которые не хотят идти в школу, у которых отсутствует мотивация к обучению в школе. Мотивация дошкольников к учебной деятельности является чрезвычайно актуальной проблемой для всей системы современного образования. Положительная мотивация к обучению является условием дальнейшего успешного обучения ребенка в школе и его личностного развития. Именно поэтому мотивация к обучению должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Проблема формирования общей готовности дошкольников к учебному процессу в контексте дошкольного образования представлена в трудах известных отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Т.И. Бабаевой, Л.А. Венгера, JI.С. Выготского, Н.В. Дурова, T.А. Григорович, Д.Б. Эльконина, В.И. Яшиной. 
Согласно мнению многих ученых: Н.И. Гуткина, К.Р. Климова, Я.JI. Коломинского, В.Я. Панько и др., в системе общей готовности к школьному обучению мало внимания уделяется мотивационному компоненту готовности. Мотивационная готовность детей к обучению является актуальной социально-психологической проблемой, что отражено в трудах Е.Е. Кравцовой, Б.М. Немова, Н.И. Чуткиной. Решение этой проблемы позволит создать действительную основу для обеспечения равных возможностей детей в получении качественного образования.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 7

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ 9

1.1 Общее понятие готовности к школьному обучению с точек зрения отечественных и зарубежных ученых 9

1.2. Период дошкольного детства как стадия развития мотивационной сферы ребенка 12

1.3. Методы и приемы формирования мотивационной готовности дошкольников 16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 21

2.1. Организация исследования развития мотивации дошкольников 21

2.2. Анализ результатов 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богуславская, Л. Н. Готовность ребенка к школе / Богуславская Л.Н. – К.: Главник, 2011. – 112 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Божович Л.И. – М., МГУ, 2012. – 148 с.
3. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе //Дошкольное воспитание/ Е.Т. Волкова. – М., 2008. – 127 с.
4. Волкова М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / Волкова М.В. // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. – 2016. – С. 334-337
5. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 2008. – С. 36 - 45.
6. Горؚячев, А. В. Дошкольнؚое обрؚазованؚие/ А.В. Горؚячев. -М.: Инؚфрؚа - М, 2014.  – 311 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе/Н.И. Гуткина . – М., 2005. – 136 с.
8. Давыдова О. И. Организационно-методические условия предшкольной подготовки детей. Учебно- методическое пособие. / Давыдова О. И. Майер А. А. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – 160 с
9. Домашенко И.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М., 2003. – 368 с.
10. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М.: МГУ, 2001. –  124 с.
11. Ефимова О.Н., Шаповалова И.П. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. No3. С. 109 - 112.
12. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие / Конева О.Б. –   Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. –  132 с.
13. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред.  Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
14. Нижегородцева Н.В., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. –  М.: Владос, 2001. –  256 с.
15. Радина Н.К. Истории и сказки в психологической практике. СПб., 2006.  – 214 с.
16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога/ Рогов Е.И. – М.: Владос, 1995. – 532 с.
17. Салмина Н.Г., Знак и символы в обучении/ Салмина Н.Г. – М.,1998. – 235 с.
18. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы // Вопросы психологии. 2005. No 1. С. 76 – 84.
19. Соколов Д.М. Сказки и сказкотерапия. М., 2006. – 187 с.
20. Степанова, Н.А. Диагностика мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Степанова Н.А., Землянская М.В. // Международный студенческий научный вестник. 2015.  –  № 5- 2.  –  249-250 с.
21. Стожарова М.Ю. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе /Стожарова М.Ю., Судакова В.Е.//Диалог культур в современном образовательном пространстве: мат. Междунар. науч.практ. конф. –Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 89–93.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для учащ. средн. пед. учеб. заведений. Урунтаева Г.А.  — М., 1996. – 235с.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000.  – 74 с.
24. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. –  М.: Генезис, 2003. – 128 с.
25. Эльконин Д.Б. Игра в развитии ребенка. // Мир психологии. 2004. No 1.
С.23 –  

В первой главе курсового проекта мы рассмотрели определение «готовность к школе» с точки зрения отечественных и зарубежных ученых, провели сравнительный анализ литературы.  Подробно разобрали развитие мотивационной сферы в период дошкольного детства, и методы и приемы для формирования мотивационной готовности к школе. Проведенный теоретический анализ по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы: Исследованием проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, Ст. Холл, Я. Иирасек, Ф. Керн.  Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которая раскрывает уровни развития психологических качеств, являющихся особенно важными компонентами для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Многие ученые подчеркивают важность именно мотивационного компонента в структуре готовности ребенка к школе. Мотивы, являясь структурным начальным уровнем деятельности, подчеркивают свое влияние на всех этапах и всех структурных единицах деятельности. От характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер самих действий.