Связь уверенности и общительности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная социально-политическая и духовно-культурная ситуация в России требует участия в ее жизни активной, целеустремленной и уверенной в своих силах и будущем страны молодежи. В связи с этим возрастет необходимость целенаправленного развития у студентов личностных качеств и свойств, которые не только способствуют их адаптации к условиям обучения в высшей школе, но и формируют их личностную и профессиональную успешность в различных сферах жизнедеятельности.
Среди таких важнейших личностных свойств – уверенность и общительность, формирующие способность личности эффективно строить общение и продуктивно реализовать свои коммуникативные способности, уверенно ориентироваться в возрастающем потоке информации и находить пути решения возникающих трудностей и проблем.
Однако несмотря на существующий запрос со стороны современной науки, практики и жизни общества, многие вопросы изучения и формирования уверенности и общительности в системе личностных факторов адаптации остаются нерешенными.
На наш взгляд, без знания закономерностей развития и учета особенностей личностных качеств и свойств невозможно обеспечить формирование адаптационного потенциала личности и подготовленность студентов не только к дальнейшей профессионализации, но и к активной жизнедеятельности с перспективами и возможностями самосовершенствования. Поэтому изучение психологических особенностей уверенности и общительности является актуальным.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ УВЕРЕННОСТИ И ОБЩИЕТЛЬНОСТИ……….…………………6
1.1.Основные теоретические аспекты изучения проблемы уверенности……………...……………….………………...…6
1.2.Основные теоретические аспекты изучения проблемы общительности………………………………………..…………..12
1.3.Теоретический анализ исследований взаимосвязи уверенности и общительности……...……………………………………..…......19
Выводы по первой главе…………………....……………..……….20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ УВЕРЕННОСТИ И ОБЩИТЕЛЬНОСТИ...………………………24
2.1.Организация исследования…………………...…………..……24
2.2.Корреляционное исследование связи уверенности и общительности……………………………………….…………….27
Выводы по второй главе…………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Общая психология: учебное пособие / Г.С. Абрамова. 2-е изд., стереотипное. Москва: Инфра-М, 2020. 495 с.
2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. Москва : Издательство Юрайт, 2017. 394 с.
3. Аджиева Л.С., Долецкая С.В. Выявление лидерских качеств студентов во внеучебной деятельности // Педагогические инновации в работе с одаренными детьми: традиции и перспективы. 2021. С. 3-7.
4. Алимова Д.Х., Богданович Н.В. Визуальная новелла как метод развития общительности //Психология и право. 2021. Т. 11. №. 4. С. 196-206.
5. Андронникова О.О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О.О. Андронникова. Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. 262 с.
6. Бабинцева Л.Н. Специфика взаимосвязи компонента «общительность» социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования / /Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. №. 3. С. 44-49.
7. Бендас Т.В. Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Бендас. - 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 502 с.
8. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович. М.: Знание, 2018. 159 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2016. 400 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: МОДЭК, 2017. 352 с.
11. Борисова Е.В. Сравнительный анализ общительности студентов гуманитарного и технического профилей на этапе адаптации в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №. 2 (50). С. 217-226.
12. Воронова Т.А., Дубровина С.В., Чепурко Ю.В. Связь самосознания с психологическими защитами личности как показатель психологического здоровья // Инновационные технологии в фармации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доцента Пешковой В. А. 2018. С. 341-345.
13. Ворошилова О.Л., Чернышова О.В. Пcихологические аспекты развития лидерских качеств личности // Юго-Западного государственного университета. 2020. С. 143-145.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2019. 159 с.
15. Гакельберг Т.Б., Ковшова Т.П., Морева В.В. Теоретические аспекты лидерства актуальные при вузовской подготовке // Образование и проблемы развития общества. 2020. №. 1 (10). С. 23-27.
16. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособ. / Е. А. Петрова, Л. М. Орлова // Для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2016. 259 с.
17. Джига Н.Д. Взаимосвязь эмоциональной направленности личности и мотивов выбора профессии студентов-психологов // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. 2019. №. 2. С. 142160.
18. Ермолаева М.В., Смирнова О.В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. №. 1. С. 51-62.
19. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С. Я. Ермолич // Внешкольное воспитание. 2017. С. 23-27.
20. Жемчугова Н.А. Специфика психологической структуры общительности юношей и девушек // Педагогическое образование в России. 2019. №. 3. С. 44-49.
21. Зобков В.А. Уверенность человека в себе в ситуациях принятия решения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. №. 2. С. 45-50.
22. Игошев М.В., Мелюхин Г.М. Развитие лидерских качеств студентов в процессе занятий командными видами спорта // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2018. №. 5. С. 81-85.
23. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. Книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2016. 591 с.
24. Карманенко В.В. Образовательная среда высшего учебного заведения как основа развития лидерских качеств студентов // Вопросы науки и образования. 2018. №. 27 (39). С.33-39.
25. Кирьякова А.В. Ориентация личности в системе ценностей / А. В. Кирьякова // Международный психолого-педагогический журнал «Magister». 2015. 50 с.
26. Кочнева Е.М. Подходы к изучению понятий «позиция» и «профессиональная позиция» в психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №. 2 (19). С. 366-371.
27. Крайник В.Л., Кольева В.В. Теоретический анализ проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2019. №. 4 (77). С. 131-139.
28. Лавриненко В.Н. Деловая культура : учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. М. : Издательство Юрайт, 2019. 118 с.
29. Машнич А.С., Киргизова Н.П. Технология развития лидерских качеств менеджеров в системе высшего профессионального образования // Оригинальные исследования. 2019. Т. 9. №. 10. С. 131-139.
30. Ослякова И.В. Психологические особенности уверенности // Живая психология. 2018. Т. 5. №. 4. С. 405-410.
31. Пастухова Д.А., Мельников Т.Н., Виттенбек В.К. Исследование и развитие лидерских качеств студентов в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №. 67-3. С. 302-305.
32. Серебряникова А.А. Развитие лидерских качеств у студентов во время обучения // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. 2020. С. 30-32.
33. Скотникова И.Г. Психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии COVID-19 // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. – Т. 5. №. 2. С. 245-268.
34. Скотникова И.Г. Уверенность как прогноз, контроль и оценка субъективной эффективности // Человек. Искусство. Вселенная. 2019. №. 1. С. 272-285.
35. Смирнова Р.В., Анохина Н. К., Синектутова Д. С. Исследование лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасности вуза: содержание и анализ результатов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. №. 3. С. 143-145.
36. Фазлеева Л.Р. Социальный проект как технология развития лидерских качеств современного студента // Высшее образование в России. 2020. №. 5. С. 136-143.
37. Федосова И.В., Кибальник А.В. Лидерские качества студентов: опыт эмпирического исследования // European Social Science Journal. 2018. №. 1. С. 236-244.
38. Хутин С.А. Формирование лидерских качеств студентов в процессе физического воспитания как социальное проектирование компетентности будущего руководителя // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. 2019. №. 6 (172). С. 131-139.
Было проведено исследование, цель которого – определить взаимосвязи уверенности и общительности. Для определения взаимосвязи уверенности и общительности были отобраны следующие методики: 1. Тест уверенности в себе В.Г. Ромека. 2. Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского). 3. Коэффициент корреляции Пирсона. На основе полученных результатах можно сделать вывод, что низкие уровни не были выявлены. 37% испытуемых проявили высокий уровень общительности, данные респонденты разговорчивы, любопытны, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. На основе полученных результатах можно сделать вывод, что по шкале «уверенность в себе» средние значения 19,7 свидетельствуют о выраженной у испытуемых способностей к принятию решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов. Для корреляционной статистики был отобран коэффициент линейной корреляции Пирсона. Подсчеты были выполнены с использованием специализированной компьютерной программы – SPSS. На основе математической обработки результатов были выявлены две статистические связи шкала «Уверенность в себе» и шкала «общительность» на уровне 0,179 и шкала «Инициатива в социальных контактах» и шкала «общительность» на уровне 0,772.