Психологические особенности одиночества в подростковом возрасте

Целью данной темы исследования является исследование психологической феноменологии, видов и механизмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
121 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что существует необходимость изучения причин и последствий состояния одиночества среди людей, тем более подросткового возраста. Изучение видов в состоянии одиночества имеет негативную и позитивную направленность, что позволяет нам понять роль и место одиночества в психологической жизни человека и принять меры по преодолению существующих противоречий. Теоретическая значимость данного исследования заключается в определении единства личности на уровне реальных психологических исследований, уточнении и уточнении его определения методологическими концепциями внутри и вне психологии, а также изучении его формы в процессе социализации личности.
Многие работы и исследования посвящены переживанию одиночества.  В современной жизни мы сталкиваемся с различными переживаниями изоляции. начиная с психологической изоляции, мы можем жить как член группы, считаться "белой вороной" и заканчивая физической изоляцией.
Предметом исследования являются особенности структуры ценностных ориентации и межличностных отношений, и состояния одиночества юного человека.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…..5
1.1 История исследования проблемы………………………………………….5
1.2 Основные подходы к психологическому анализу одиночества………….7
1.3 Одиночество как психический феномен…………………………………10
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...14
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста………………….14
2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………………17
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА…………………………………………………24
3.1. Проведение эксперимента………………………………………………..24
3.2 Результат второго этапа исследования……………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................35

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Татьяна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.

2. Айхорн, Август Трудный подросток / Август Айхорн. - М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2017. - 304 c.

3. Аксюта, Максим Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения / Максим Аксюта , Татьяна Сандлер. - М.: В Круге, 2018. - 360 c.

4. Анищенко, Светлана Подростковый возраст: профессия и гендер / Светлана Анищенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 136 c. 

5. Анн, Людмила Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. - М.: Питер, 2017. - 272 c.

6. Астапов, В. М. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности / В.М. Астапов, А.Н. Гасилина. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 272 c.

7. Баженова, Оксана Викторовна Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум / Баженова Оксана Викторовна. - М.: Генезис, 2016. - 180 c.

8. Башкирова, Нина Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, интернет, улица / Нина Башкирова. - М.: Наука и техника, 2015. - 240 c.

9. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - М.: Союз, 2019. - 160 c.

10. Булгаков, Алексей Наши неуправляемые подростки / Алексей Булгаков. - М.: Москва, 2017. - 432 c. 

11. Быстрова, Юлия Особенности конфликтного поведения умственно отсталых подростков / Юлия Быстрова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2019. - 276 c.

12. Гребенникова, Ольга Тренинг социальной компетентности для подростков / Ольга Гребенникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 56 c. 

13. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2017. - 248 c.

14. Дебесс, Морис Подросток / Морис Дебесс. - М.: Питер, 2019. - 128 c.

15. Демьянович, Оксана Субъективные представления подростков о конфликте / Оксана Демьянович. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 124 c.

16. Дмитрий, Подольский Возрастно-психологические особенности "трудных подростков" / Подольский Дмитрий , Екатерина Пупырева und Ирина Борисова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 124 c.

17. Егоров, А. Ю. Расстройство поведения у подростков. Клинико-психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - М.: Речь, 2017. - 448 c.

18. Емельянова, Елена Владимировна Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге / Емельянова Елена Владимировна. - М.: Генезис, 2015. - 478 c.

19. Забродина, Дарья Структура самосознания подростков с суицидальными намерениями: моногр. / Дарья Забродина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.

20. Иванченко, Валерия Подростки из неполных семей / Валерия Иванченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 164 c.

21. Ипатов, Андрей Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи / Андрей Ипатов. - М.: Речь, 2019. - 112 c.

22. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2018. - 288 c.

23. Кира, Лагвилава und Надежда Цветкова Социально-психологическая адаптация подростков с физическими травмами / Кира Лагвилава und Надежда Цветкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 232 c.

24. Кондратьев, М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения: моногр. / М.Ю. Кондратьев. - М.: МОДЭК, 2019. - 336 c.

25. Краковский, А. П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 2019. - 272 c.

26. Лариса, Юрьевна Проскурякова Помощь психолога девиантным подросткам в выборе профессии / Лариса Юрьевна Проскурякова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 88 c.

27. Леванова, Е. А. Родители и подростки. Навстречу друг другу / Е.А. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская. - М.: Педагогическая литература, 2018. - 240 c.

28. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг со старшеклассниками и студентами / А.Г. Лидерс. - М.: Этерна, 2018. - 416 c.

29. Мищенко, Любовь Системное познание подростков с позиций пола и гендера / Любовь Мищенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 308 c.

30. Можгинский, Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Можгинский. - М.: Лань, 2018. - 128 c.

31. Наталья, Зыкова und Наталья Гавриленко Психологические защиты и копинг-поведение в подростковом возрасте / Наталья Зыкова und Наталья Гавриленко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 80 c.

32. Оскар, Бренифье Трудные вопросы детей о людях и отношениях / Бренифье Оскар. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. - 310 c.

33. Питер, Блос Психоанализ подросткового возраста / Блос Питер. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. - 272 c.

Анализ результатов показал, что испытуемые не стремятся создать слишком благоприятный образ себя и достаточно откровенны – у 31 (81, 6%) испытуемого показатель находится в пределах нормы, у 7 (18, 4%) – низкий балл по шкале. Средние баллы в контрольной и экспериментальной группах почти равны: X = 4.4, Y = 4.5. Таким образом, данные, полученные по этой шкале нельзя считать существенными при описании личностных особенностей испытуемых.
Шкала экстраверсии-интроверсии (Ex). Анализируя полученные данные по этой шкале  (табл. 1.1.), можно сказать, что высокий балл, говорящий об экстравертированности личности, получили лишь 5 (13, 2 %) испытуемых. В пределах нормы показатель находится у 27 (71, 0 %) подростков, то есть у подавляющего большинства. И низкий балл получили 6 (15, 8 %) школьников. То есть можно считать, что, в основном, испытуемые имеют средние результаты по данной шкале и характеризуются как внешней, так и внутренней направленностью личности в зависимости от настроения и ситуации. Сопоставляя средние значения экспериментальной и контрольной группы, можно заметить, что у подростков контрольной группы это значение выше: X= 5.1, Y= 6.8. Кроме того, в этой группе большее количество подростков получило высокий балл по этой шкале: 15 (39, 5%). Средние результаты у 22 (57, 9 %) испытуемых, низкие,   всего у 1  (2, 6 %) школьника.