Взаимосвязь аддиктивного поведения и личностных особенностей подростков

Цель исследования: выявить взаимосвязь аддиктивного поведения и личностных особенностей подростков
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
107 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, а сейчас ещё и интернет-зависимость формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы аддиктивного поведения подростков.
Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, азартные игры и т.п.), смело можно утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить, дабы не оказаться у неё в плену (в плену аддиктивного поведения).
Аддиктивное поведение является результатом аномального развития личности. При изучении факторов школьной дезадаптации мы констатировали, что они практически одинаковые факторам формирования аддиктивного поведения. Школьная дезадаптация является системным фактором формирования аддиктивного поведения. Адаптация подростков к учебной деятельности неотъемлемо связана со многими другими проблемами образования. Это связано с резким усложнением социального портрета общества, расслоением социальной культуры, сменой главных жизненных ориентиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................... 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………………….  6

1.1. Аддиктивное поведение определение особенности и виды..... 6

1.2. Склонность к аддиктивному поведению в подростковом возрасте……………………………………………………………….  13

1.3. Личностные особенности и их влияние на развитие аддиктивных механизмов поведения……………………………….  16

Выводы по 1 главе............................................................................... 17

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………………….  18

2.1. Организация исследования…………………………………….. 18

2.2. Методы и методики исследования…………………………….. 20

Выводы по 2 главе............................. .................................................. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ................................ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова, С.М. Возрастная психология. /С.М. Абрамова. - М., Высшая школа, 2001.- 319с.

2. Александров, А.А. "Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. "Нарушение поведения у детей и подростков"/А.А. Александров. - М.: Высшая школа,1981.- 219 с.

3. Арзуманян, С.Д. "Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков"/С.Д. Арзуманян. - Ереван: Изд. дом «БАХРАХ-М», 1980.- 325с.

4. Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевич-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Какрачун. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155 с.

5. Беличева, С.А. "Основы превентивной психологии”/С.А. Беличева. М.: Эксмо, 1993.- 245 с.

6. Блонский, П.П. "Трудные школьники"/П.П. Блонский. М.: Высшая школа,1980. – 431 с.

7. Гиндикин, В.Я. Лексикон малой психиатрии/В.Я. Гиндикин. М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 518 с.

8. Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга/ Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Л:ЛГУ 1983, - 103с.

9. Казаков, В.Г. Психология: Учебник для индустр.-пед.техникумов/В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. – М.: Высш.шк., 1989. – 383с.

10. Ковалев, В.В. "Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков/В.В. Ковалев. - М.: Высшая школа, 1981.- 185 с.

11. Кондрашенко, В.Т. "Девиантное поведение у подростков"/В.Т. Кондрашенко. Мн.: Харвест, 1998.-362 с.

12. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

13. Короленко, Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4.

14. Короленко, И.П., Личность и алкоголь/И.П. Короленко, В.Ю. Завьялов. - Новосибирск: Наука, 1987. – 595 с.

15. Козырев, Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.

16. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.

17. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие/Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 1998. – 381 с.

18. Личко, А.Е. "Психопатии и акцентуации характера у подростков"/А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 1996. – 350 с.

19. Макаренко, А.С. "Методика организации воспитательного процесса” Т.5./А.С. Макаренко. М.: ВЛАДОС, 1997. – 643 с.

20. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних/Н.Ю. Максимова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 592 с.

Интерналы и экстерналы различаются в интерпретации разных социальных ситуаций, особенно в получении информации и в механизмах их причинного объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно лучше осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В той же ситуации инсайдеры возлагают большую ответственность на тех, кто вовлечен в ситуацию. Интерналы избегают ситуативных объяснений поведения больше, чем экстерналы.
Исследования, связывающие внутреннее и внешнее с межличностными отношениями, показали, что стажеры более популярны, более понимающие, более доверчивые и более терпимые. Существует связь между высоким внутренним миром и положительной самооценкой с большей последовательностью в формировании реального идеального я и чаще обращаться за профилактической помощью.Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психологическими заболеваниями. Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, характеризующей, в какой мере человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, эмпирические исследования обоснованно существуют и могут способствовать более глубокому изучению прикладных проблем психологии личности.
Второе вышеизложенное утверждение, на котором основана американская традиция изучения локуса контроля, кажется трудным принять. Описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик недостаточно. Большинство людей имеют большую или меньшую изменчивость в поведении в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Характеристики субъективного контроля, в частности, могут меняться у одного и того же человека в зависимости от того, кажется ли ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одновременную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.