Маркетинговые исследования ассортимента диуретических лекарственных средств в аптечной организации

Цель работы: проведение маркетингового исследования ассортимента диуретических лекарственных средств в аптечной организации
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
97 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

К группе диуретиков, или мочегонных средств, относятся лекарственные вещества, которые усиливают выведение из организма воды и солей, а также уменьшают содержание свободной жидкости в тканях и серозных полостях тела. 
Терапевтическое действие диуретиков не всегда бывает обусловлено усилением диуреза, однако диуретический эффект является основным их фармакологическим признаком [4].
Данная группа препаратов применяется при заболеваниях и состояниях, сопровождающихся задержкой жидкости в организме, особенно при хронической сердечной недостаточности, гипертонической болезни, нефротическом синдроме, циррозе печени, глаукоме и других заболеваниях.
Из указанных заболеваний наиболее распространенными являются болезни системы кровообращения. Данная группа заболевания также лидирует в структуре смертности населения как в России, так и во всем мире.
Так, в соответствии с данными официальной статистики (Федеральная программа «Профилактика и лечение АГ в Российской Федерации»),  распространенность гипертонической болезни среди населения в России составляет 39,5% [4]. Распространенность хронической сердечной недостаточности I–IV функционального класса  за период с 1998 по 2017 г. увеличилась с 6,1 до 8,2 % [7]. 
Диуретические препараты являются одним из пяти основных классов лекарственных препаратов, рекомендуемых Российским кардиологическим обществом, а также Европейским кардиологическим обществом, для терапии первой и второй линии при гипертонической болезни как в монотерапии, так и в комбинации с другими лекарственными препаратами [8]. Кроме того, данная группа препаратов широко применяется при лечении хронической сердечной недостаточности. Так, калийсберегающие диуретики рекомендованы к применению у всех больных, имеющих диагноз хронической сердечной недостаточности, поскольку улучшают прогноз и выживаемость у данной группы пациентов [9].

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ДИУРЕТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПО ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИМ ГРУППАМ...............6
1.1.Нормативно-правовая документация, регламентирующая фармацевтическую деятельность………………….......... ………………...…..6
1.2 Классификация диуретических препаратов...............................................10
1.3 Сравнительная характеристика препаратов...............................................13
1.3.1. Тиазидные и тиазидоподобные диуретики.............................................13
1.3.2. Петлевые диуретики.................................................................................17
1.3.3. Ингибиторы карбоангидразы...................................................................20
1.3.4. Калийсберегающие диуретики................................................................21
Выводы по первой главе....................................................................................24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ДИУРЕТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.........................................................................25
2.1.Материалы и методы исследования............................................................25
2.2 Результаты анкетирования посетителей аптеки.........................................27
2.3.Анализ ассортимента диуретических препаратов в аптечной организации «Аптечество» .....................................................................................................28
2.4. Анализ продаж диуретических препаратов...............................................33
Выводы по второй главе....................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обращении лекарственных средств».

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Аляутдин Р.Н., Преферанский Н.Г., Преферанская Н.Г. Фармакология: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям 060608.51 и 060108.52 «Фармация» по дисциплине «Фармакология» / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская; под ред. Р.Н. Аляутдина. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2010 – 704 с. (доступ: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416389.html)

4. Артериальная гипертензия у взрослых. Клинические рекомендации 2020. Российский кардиологический журнал. 2020;25(3):3786. doi:10.15829/1560-4071-2020-3-3786.

5. Богданова Т.Ф. Общая фармакология в схемах и таблицах: пособие для медицинских лицеев и колледжей / Т.Ф. Богданова, Е.Е. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 175 с

6. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой. – СПб.: СпецЛит, 2008 г.

7. Гаевый М.Д., Петров В.И., Гаевая Л.М., Давыдов В.С. Фармакология с рецептурой: учебник. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 448 с.

8. Гуров, А. Н. Формирование перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Законодательные аспекты [Текст] / А. Н. Гуров, А. С. Бакланов, Н. А. Катунцева // Экономист лечебного учреждения. - 2016. - № 5. - С. 52-58.

9. Клиническая фармакология: Учеб. / Под ред. В.Г. Кукеса. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. - 944 с.

10. Крыжановский С.А. Рецептурный справочник с общей рецептурой: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Крыжановский, И.Б. Цорин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

11. Лекарственные препараты в России. Справочник «VIDAL», М. «АстраФармСевис», 2010 г.

12. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг: метод, рекомендации / Н.Б. Дремова и др. Курск: КГМУ, 2001. - 94 с.

13. Методология современного фармацевтического маркетинга / С.Г. Сбоева и др. // Экон. вестн. фармации. 2001. - №2. - С. 63-70.

14. Методические рекомендации "Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений" (утв. Росздравнадзором 01.08.2008).

15. Морозова, Т. Е. Фармакогенетические подходы к прогнозированию эффективности и безопасности фармакотерапии артериальной гипертензии [Текст] / Т. Е. Морозова, Д. А. Сычев, Н. В. Ших // Лечащий врач. - 2016. - № 3. - С. 77-81.

16. Поляков Д.С. Хроническая сердечная недостаточность в Российской Федерации: что изменилось за 20 лет наблюдения? Результаты исследования ЭПОХА - ХСН. Кардиология. 2021;61(4):4-14.

17. Проценко, Д. Н. Ограничения и недостатки фармакоэкономических исследований в Российской Федерации [Текст] : комментарий к статье С. Л. Плавинского и др. "Фармакоэкономический анализ влияния на бюджетные расходы включения дексмедетомидина (дексдор) в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" / Д. Н. Проценко // Вестник анестезиологии и реаниматологии. - 2015. - № 6. - С. 39-40.

18. Харкевич, Д.А. Фармакология: Учебник / Д.А. Харкевич . – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2014.

19. Хроническая сердечная недостаточность. Клинические рекомендации 2020. Российский  кардиологический  журнал. 2020;25(11):4083. 

doi:10.15829/1560-4071-2020-4083

20. Чабанова В.С. Фармакология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Мн.:, 2011. – 445 с.

В настоящее время в деятельности аптечных организаций требуется внедрение маркетинговых методов по изучению спроса и управления рынком лекарственных средств. Это необходимо как для получения прибыли, так и для выполнения важных социальных функций по своевременному обеспечению населения основными классами лекарственных препапатов.
В условиях рыночной конкуренции большое значение имеет качество реализуемой продукции, также широкий спектр услуг и высокопрофессиональное обслуживание. При этом ключевым фактором является правильно сформированная ассортиментная политика. В связи с этим аптечные организации нуждаются в применении различных методов анализа ассортимента. Данное обстоятельство является условием для роста уровня рентабельности, а также для формирования товарного запаса наиболее оптимального по номенклатуре. Все вышесказанное определяет актуальность настоящей работы. В ходе настоящей работы было проведено маркетинговое исследование ассортимента диуретических лекарственных средств в аптечной организации. Исследование проводилось на базе аптечной организации «Аптечество» во время производственной практики в указанной аптеке.