Проблемы правового статуса Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля
Введение
Финансовый контроль является важной частью системы финансового управления, и его значение в современном мире становится все более заметным, в том числе в Лимской декларации, принятую Международной организацией высших органов финансового контроля в 1977 год. В соответствии с этими принципами финансовый контроль является неотъемлемой частью управления государственными финансами.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в новых принципах государственного управления социально-экономическими ресурсами страны и ее регионов, в связи с протекающими и изменяющимся процессами как внутри страны, так и в мировом сообществе.
Целью работы стало выявить актуальные проблемы в деятельности ключевого института государственного финансового контроля Счетной палаты Российской Федерации. Найти пути повышения эффективности, высшего органа государственного финансового контроля Российской Федерации и совершенствования его деятельности. Управление финансами всегда являлось неотъемлемой функцией государства - гаранта экономической стабильности и благосостояния населения. Одной из форм такого управления является финансовый контроль - регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Содержание
Введение 3
Глава 1. История формирования, понятие, структура и аудит в сфере закупок Счетной Палаты Российской Федерации 5
1.1 История формирования Счетной Палаты Российской Федерации 5
1.2 Понятие и организационная структура Счетной Палаты Российской Федерации 7
1.3 Счетная палата Российской Федерации как орган аудита в сфере закупок 11
Глава 2. Международный опыт и актуальные проблемы деятельности государственного финансового контроля. 16
2.1 Международный опыт осуществления государственного финансового контроля 16
2.2 Актуальные конституционные проблемы в деятельности государственного финансового контроля в Российской Федерации. 21
Заключение 27
Список литературы 30
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.02.2022).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 01.02.2022).
3. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №41-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 01.02.2022).
4. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (дата обращения: 01.02.2022).
Научная литература
5. Антонова М.А. Анализ деятельности счетной палаты РФ за 2017-2019 г. // Вести научных достижений. Экономика и право. 2020 № 5. С. 229-232.
6. Землянская, А. С. Исторический путь развития государственного финансового контроля в России / Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 201-203.
7. Измоденов А.К., Курдюмов А.В. Основы государственного контроля, надзора и аудита: учеб. пособие / Уральский государственный экономический университет — Екатеринбург, 2018. — С. 109.
8. Исаев Э.А. Анализ исполнения полномочий органов контроля: тенденции развития // Бюджет. – 2020 – №5. – С. 47-49.
9. Климанов В.В., Казакова С.М., Михайлова А.А. Функции высших органов государственного аудита (контроля) в России и зарубежных странах // Финансовый журнал. – 2019 - № 4. – С. 60-74.
10. Лагутин, И.Б. Региональный финансовый контроль в зарубежных странах: особенности организации и правового регулирования // Правоведение. 2009. № 5
11. Лафитский В. И.,
Не согласиться имеет право руководитель учреждения-заказчика, с результатами проведенных мероприятий, и эти результаты описать в полученном акте о проверке. Заказчик может приложить к акту свои возражения и пояснения. Ответственное лицо всегда должно быть готово к тому, что от него потребуется аргументировать свои бездействие или действия при осуществлении государственных закупок.
Учреждения, которых проверяют, также могут обжаловать деятельность аудиторов в законодательных (представительных) органах или арбитражном суде.
Ключевое значение аудита заключается в оценке эффективности и результативности всех аспектов институциональных закупок в качестве заказчика государственных услуг. В ходе ревизии закупок были реализованы некоторые существенные задачи: оценка, анализ, законности, проверка обоснованности, эффективности и целесообразности затрат на закупки и контракты, а также выявление нарушений и дефектов в закупках. Акт и отчет составляется по итогам аудита.