Теоретические основы ценностно-смысловой сферы подростка в поликультурной семье
Введение
Актуальность исследования. Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.
В наше время подавляющее большинство человечества, так или иначе, сталкивается с такой проблемой, как утрата традиций и культуры своей нации. С надвигающейся информатизацией и объединением современного мира это становится более актуально. На протяжении многих поколений именно семья была самым стабильным звеном общества и была наиболее результативным средством, с помощью которого сохранялась и передавалась культура этноса. Как писал известный историк Б.Н. Миронов, «история материализуется в национальных традициях и стереотипах поведения». Хранительницей этого является семья. Подобно хромосоме именно семья – носительница социальной наследственности, которая в нашей жизни играет не менее важную роль, чем наследственность биологическая».
В современном обществе также встает проблема сохранения традиционной семьи.
Содержание
Введение………………………………………………………...…………………3
Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности и особенности ее развития у подростков в поликультурной семье………………………………...………..…5
1.1 Сущность поликультурного воспитания. Принципы, функции, способы…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие ценностно-смысловой сферы личности у подростков……….....10
Глава 2.Особенности ценностно-смысловой сферы подростков………….....15
2.1 Факторы, влияющие на формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков…………………………………………………………………….….15
2.2 Ребенок в поликультурной семье………………………………..……...…..20
Заключение………………………………………………………….…..……..…22
Список использованной литературы…………………………………..……….24
Список использованной литературы
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 2017.-261с.
2. Альманах психологических тестов. М: "КПС", 2015. - 400 с.
3. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 2017г. - №4 с. 117-121.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль, 2014.-156с.
5. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2016.-256с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 2014-210с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 2013. - 512 с.
8. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. - 2012. - №1. - С.96-105.
9. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 2017. С. 102 - 109.
10. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М, 2013. - 272с.
11. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология, 2013- с. 58-67.
12. Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. - 2011. - №2. - С.30-32.
13. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 2014.-222с.
14. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентации. Исследование отношения к норме социального поведения на различных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 2016. - с. 3-12.
15. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). М., 2015. - 175 с.
16. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2013. - 992 с.
17. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М, 2015.-241с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2017. - 304 с.
19. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 2015-.
Этим обусловлена современность настоящего исследования и его практическая значимость: при установлении особенностей ценностно-смысловой сферы подростков из семей с различными стилями воспитания возможна оптимизация и индивидуализация психологической работы с родителями подростков.
Усвоенные в процессе формирования личности ценностные представления являются для подростка своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и фактическое поведение. На уровне обиходной жизни повседневные идеи являются своеобразными единицами социального знания. Гипостасис формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов подростков с внешним миром.
Ценностное отношение как часть ценностного представления может выступать в виде комплекса взаимосвязанных элементов:
Ценностная объективность как объективная основа и предпосылка ценности [25, с. 96-99].