Уголовно-правовая характеристика транспортных правонарушений

Рассмотреть транспортные преступления, с точки зрения современного уголовного права Республики Казахстан
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.12.2022
Объем файла
70 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. Сейчас автомобильный транспорт, развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере и в настоящее время значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. [1]
С начала автомобилизации Республики Казахстан проблема объективной квалификации преступлений, связанных с транспортными средствами, является особенно актуальной. Далеко не секрет, что в преступлениях, в которых нарушаются правила дорожного движения и правила эксплуатации транспортных средств ежегодно получают ранения разной степени тяжести погибает огромное количество человек.
Ученые-юристы уже более полувека направляют свои усилия на выявление подлинных причин дорожно-транспортных и других преступлений, связанных с техническими устройствами различного назначения.
В настоящее время значительную угрозу общественной безопасности представляют нарушения в сфере использования транспортных средств, так называемые транспортные преступления. Высокие мощности используемых источников, большие скорости движения, сложность технических систем предъявляют особые требования к лицам, работающим с транспортными средствами, и к тем, кто оказался в сфере их действия. Нарушения установленных правил безопасности управления транспортными средствами и их эксплуатации приводят к гибели и травмированию людей, материальным потерям, дезорганизации транспортного и пешеходного движения, работы организаций и предприятий. Тем самым усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.
Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны. Данная работа посвящена исследованию такой проблемы, как понятие и виды транспортных преступлений

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Общая характеристика транспортных правонарушений 5

1.1 Понятие транспортных правонарушений 5

1.2 Преступления, связанные с использованием и функционированием транспортных средств 8

2 Уголовная ответственность за транспортные правонарушения 13

2.1 Объект и объективная сторона транспортных правонарушений 13

2.2 Субъект и субъективная сторона транспортных правонарушений 17

3 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 19

Заключение 21

Список использованной литературы 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.)

2 Клепицкий, И.А. Практикум по уголовному праву. Общая и особенная части [Текст] / И.А. Клипецкий. - М.: ТК Велби, Проспект, 2016. - 320 с.

3 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.03.2022 г.)

4 Алексеев А. И. Криминологическая профилактика. - М.: НОРМА, 2011. – 496 с.

5 Данилов Е.П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские, экспертизы. - М., 2014. – 388 с

6 Вандышев В.В. Уголовный процесс. Курс лекций [Текст] / В.В. Вандышев. - СПб: Питер, 2014. - 548 с.

7 Жулев В.И. Транспортные преступления. - М., 2011. – 450 с.

8 Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. - М.: Юридическая литература, 2012. – 312 с.

9 Корнеева А.В. Теоретические основы квалификации преступлений. – М.: Проспект, 2017. – 506 с.

10 Коробеев А.И. Транспортные преступления. – М., Юридический центр пресс, 2013. – 406 с.

11 Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2021 г.)

12 Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V «О дорожном движении» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)

13 Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте» от 19 мая 2011 года № 291 о

14 Кудрявцев, В.Н. Общая теория квалификации преступлений [Текст] / В.Н. Кудрявцев. - М.: Юристъ, 2017. - 304 с.

15 Учебник уголовного право (особенная часть). Под ред Н. Рогова - Алматы, 2009. - 566 с.

Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему. Поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности, под «правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения.  В Правилах дорожного движения (далее ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РК. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им предусмотренная п. 1.1. В связи с этим важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации.