Обеспечение конкурентоспособности предприятий розничной торговли
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция возникла одновременно с началом коммерческой деятельности, но регулировать рынок полностью ей удалось не сразу. К середине 14 века, начал развиваться рынок свободной конкуренции, которое государство не регулировало. Тогда рынок стал воздействовать на товаропроизводителей посредством колебания цен, заставлял учитывать желания покупателя, улучшать качество продукции и обслуживания, стараться понижать товары в цене, сохраняя качество.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики – свободная конкуренция производителей.
Одними из участников продаж продукции массового потребления являются розничные торговые точки, которые в условиях растущей конкуренции, как со стороны универсальных онлайн-магазинов, так и со стороны крупных розничных торговых сетей, вынуждены искать способы привлечения покупателей и увеличения объема продаж.
Конкуренция вынуждает розничные магазины следить за всеми новинками на рынке, добавляя их в свой ассортимент, проводить выгодные акции, а иногда создавать программы лояльности, что помогает «привязать» покупателя к торговой точке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия розничной торговли 6
1.2 Формы и виды осуществления розничной торговли 13
1.3 Основные тенденции развития розничной торговли в России 17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕРКУРИЙ» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 21
2.2 Анализ конкурентов компании 27
2.3 Анализ ассортимента предприятия розничной торговли ООО «Меркурий» 35
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «МЕРКУРИЙ» 43
3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 43
3.2 Внедрение мероприятий для улучшения коммерческой деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1. Федеральный закон от 13.03.2006.№38 - ФЗ (в ред. От 28.07.2012 г.) «О рекламе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)// Российская газета. - 2006. - №51
2. Федеральный закон «О техническом регулировании»» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
Книги и статьи:
4. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259с.
5. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3 (38). – С. 10–14.
6. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 239 с
7. Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова //– М.: Ника-Центр, –2017.–№ 9.– С.35–38.
8. Андреева, А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития.–2017.–№ 3.– С. 25–28.
9. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. - М.: Питер, 2020. - 232 c.
10. Афансаьева, О.Г. Повышение конкурентоспособности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: Монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА.- 2017 – 118 с.
11. Бабина, Н.В. Предпринимательская деятельность. Трастовые услуги населению. Учебное пособие / Н.В. Бабина. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2019. - 240 c.
12. Бабошин, А. В. Конкурентное позиционирование. Как нейтрализовать или использовать конкурента / А.В. Бабошин. - М.: Проспект, 2021. - 120 c
13. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта // И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика – 2016. – 264 с.
14. Балгабаев, А. К. Особенности конкуренции сельскохозяйственных товаропроизводителей / А. К. Балгабаев // Аль-Пари.– 2017.– №3– С.65–74.
15. Бараненко, С. П. Основы предпринимательства / С.П. Бараненко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.: Центрполиграф, 2020. - 192 c.
16. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. — М.: Инфра-М, 2017. — 224 c.
17. Беспалов, М. В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России / М.В. Беспалов. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 232 c.
18. Бикметова, З.М. Основные направления обеспечения финансовой безопасности предприятия / З.М. Бикметова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 6 (1) – С. 364–370
19. Бобков, А. Л. Коммерческая деятельность фирмы / А.Л. Бобков, Н.П. Карпусь. - Москва: ИЛ, 2020. - 144 c.
20. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 332 с.
21. Боброва, О. С. Основы бизнеса. Учебник и практикум / О.С. Боброва, С.И. Цыбуков, И.А. Бобров. - М.: Юрайт, 2021. - 332 c.
22. Бондаренко, Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика / Е.В. Бондаренко // Экономика: теория и практика. – 2020. – № 3 (59). – С. 93–96.
23. Бондаренко, С.И. Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса России: моногр. / С.И. Бондаренко. — М.: Научная книга, 2015. — 104 c.
24. Бунеева, ; Бунеева Организация И Управление Коммерческой Деятельностью Предприятий В Оптовой Торговле / Бунеева ; Бунеева. - Москва: Мир, 2019. - 137 c.
25. Буров, П.Д. Современные методики оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства / П.Д. Буров // Финансы и управление. – 2020. – № 1. – С. 91–102.
26. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов / Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – 7–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 291 с.
27. Габибова, М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
28. Гришина, Ю.В. Влияние качества на конкурентоспособность продукции сельского хозяйства / Ю.В. Гришина // Молодежь и наука. 2016. № 4. С. 136.
29. Дорофеева, В.В. Методический подход к оценке стратегической конкурентоспособности промышленного предприятия / В.В. Дорофеева // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – С. 35-39
30. Досова, А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса / А.А. Досова // Финансы и учетная политика. – 2020. – № 3 (18). – С. 20–25.
31. Егорова, Н.Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н.Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90.
32. Жгунова, П.А. Повышение конкурентоспособности компаний на основе логистического подхода / П.А. Жгунова // Рязанский государственный радиотехнический университет. – 2019. – С. 152-154
33. Жемчугов, А.М. Эффективность малого предприятия / А.А. Жемчугов // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 6. – С. 46–71.
34. Заргарян, З.С. К вопросу о понятии малого и среднего бизнеса / З.С. Заргарян // Вестник Северо–Кавказского федерального университета. – 2020. – № 2 (77). – С. 53–59.
35. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 375 с.
36. Иванова, Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2018. — №7. – С. 67-69
37. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с.
38. Каткова, Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск. — 2018 – С. 55-59.
39. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. — М.: Инфра-М, Новое знание, 2015. — 192 c.
40. Кирцнер, Израэл Конкуренция и предпринимательство / Израэл Кирцнер. - М.: Социум, 2018. - 357 c.
41. Клеминой, Т.Н. Теория организации / Т.Н. Клеминой. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2018. - 108 c.
42. Костина, Г. Д. Поведение потребителя на рынке товаров и услуг / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. - М.: Омега-Л, 2019. - 176 c.
43. Кришталюк, А. Н. Защита бизнеса / А.Н. Кришталюк. - М.: МАБИВ, 2021. - 112 c.
44. Круглова, Н. Ю. Основы бизнеса / Н.Ю. Круглова. - М.: Высшее образование, 2020. - 141 c.
45. Круглова, Н. Ю. Правовое регулирование коммерческой деятельности. Учебник. В 2 томах (комплект) / Н.Ю. Круглова. - М.: Юрайт, 2020. - 297 c.
46. Крутик, А. Б. Основы предпринимательской деятельности / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. - М.: Академия, 2017. - 320 c.
47. Крутик, А. Б. Предпринимательская деятельность / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
48. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности / Е.Е. Кузьмина, Л.П. Кузьмина. - М.: Юрайт, 2021. - 221 c.
49. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности. Теория и практика. Учебное пособие / Е.Е. Кузьмина, Л.П. Кузьмина. - М.: Юрайт, 2021. - 185 c.
Литература на иностранных языках:
50. Skrynkovskyy, R.M., Sopilnyk, L.I., Tsyuh, S.I. Improving the enterprise development model: new solutions based on the principles of management, marketing and economic diagnosis, Бизнес информ. 2020. № 4 (507). С. 191-199. - Текст непосредственный
51. Karimbekov, A.M. Improvement of the marketing complex in banks of the islamic financing principle, Alatoo Academic Studies. 2019. № 3. С. 219-224.- Текст непосредственный
Рассматривая систему маркетинга, стоит сказать, что система отсутствует. Маркетинг ограничивается только ценовой политикой. Рекламные кампании не используются. Ассортимент продаваемой продукции аналогичен ассортименту конкурентов, но в компании есть собственное производство полуфабрикатов. Цены ниже, чем у конкурентов. В компании при обслуживании потребителя стараются угодить его потребностям. Компания пользуется хорошей репутацией сред местных жителей. Территориально фирма расположена выгодно – в соседнем здании небольшой торговых центр, салоны сотовой связи, недалеко находится площадь и железнодорожная станция.
Среди производственных площадей имеется собственный небольшой цех по приготовлению полуфабрикатов. Объемы производства небольшие, так как оборудование не самое новое, но выпускается качественная продукция с соблюдением всех норм. По данным финансового анализа положение устойчивое. Однако рентабельность последние три года снижается. Заработная плата сотрудников средняя по отрасли.