Использование коллективной творческой деятельности на уроках биологии
Введение
В наше время высокий уровень развития способности работы в коллективе является необходимым условием для выживания в постоянно меняющемся окружении. Способность творчески работать в коллективе также очень важна для современного человека. Во время изучения курса биологии в школе у обучающихся необходимо сформировать направленность на творчество, развить лидерские способности и создать у него ощущение собственной значимости в коллективе.
Актуальность работы: совершенствование процесса обучения биологии, зависит не только от развития методов сообщения новых знаний, но также и от улучшения методики формирования умений работы в коллективе. Использование методики КТД на уроках биологии учит ребенка работать в коллективе, выявляет и раскрывает его потенциальные возможности и развивает творческие способности каждого.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коллективной творческой деятельности 5
1.1. Коллективная творческая деятельность: основные понятия, история развития 5
1.2. Особенности технологии, этапы, основные приемы и методы коллективной творческой деятельности 13
Глава 2. Использование коллективной творческой деятельности на уроках биологии в основной школе 25
2.1. Психолого-физиологические особенности учащихся основной школы 25
2.2. Использование коллективной творческой деятельности при изучении темы «Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света» в 6 классе 29
2.3. Использование коллективной творческой деятельности при изучении темы «Заболевания и повреждения глаз» в 8 классе 43
Заключение 50
Список использованных источников 52
Список использованных источников
1. Аванесян И. Д. Педагогические труды академика И. П. Иванова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – 310 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006. – 287 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 362 с.
4. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. – М.: Педагогика, 1970. – 362 с.
5. Бордовская., Н.В.. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.
6. Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб, для студентов пед. ин-тов по биологии. Спец. 4-е изд. – Москва: Просвещение, 1983. – 384 с.
7. Газман О.С. Коллективное творческое: рассказ о том, как родилась и развивалась методика коллективного творческого воспитания И. П. Иванова. – М.: Педагогика, 1987. – 189 с.
8. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. – М. 2004. – 132 с.
9. Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. — 6-е изд., стереотип. — М.: Вентана-Граф, 2019. – 305 с.
10. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. – Киров: Педагогика, 1990. – 216 с.
11. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. – 169 с.
12. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 122 с.
13. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. — М.: Флинта, 2010. — 200 с.
14. Караковский В.А. Воспитательная работа в школе. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
16. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. – 266 с.
17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
18. Лосев П.Н. Коллективная творческая деятельность учащихся. – Красноярск: КГПИ, 2006. – 196 с.
19. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии. Социальные исследования, №10, 1993.
20. Матинова, Н.А Творчество как универсальный путь развития личности. / Н.А. Матинова // Классный руководитель 2004. – 104 с.
21. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 264 с.
22. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.
23. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. –М.: «Высшая школа», 1972. – 248 с.
24. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. – М.: Педагогика, 1989. – 194 с.
25. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. – 148 с.
26. Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, B.C. Кучменк; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 192 с.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М: Питер, 2012. – 705 с.
28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - Киев,1984. -287с.
29. Уманский Л. П. Психология организаторской деятельности. –М.: Просвещение, 1980. – 273 с.
30. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
31. Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: НГПУ им. Минина, 2014 – 151 с.
32. Якунчева М.А., Волкова О.Н., Аксенова О.Н. Методика преподавания биологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Интернет-ресурсы
33. Возрастные особенности учеников общего основного образования. Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1655711026&tld (дата обращения: 08.01.2022).
34. История коллективной творческой деятельности. Режим доступа: https://studwood.ru/ (дата обращения: 08.05.2022).
35. Коллективная творческая деятельность. Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 22.03.2022).
36. Концепция коллективного творческого воспитания. Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2013/02/13/kontseptsiya-kollektivnogo-tvorcheskogo-vospitaniya (дата обращения: 27.03.2022).
37. КТД (коллективное творческое дело) – современная педагогическая технология. Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/181/41363.php (дата обращения: 29.03.2022).
38. КТД по И.П. Иванову. Воспитательное значение ученического самоуправления. Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 30.01.2022).
39. КТД: виды, этапы подготовки и проведения. Режим доступа: http://fb.ru/ (дата обращения: 22.04.2022).
40. Методика КТД (Коллективно-творческое дело). Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2012/05/04/metodika-ktdkollektivno-tvorcheskoe-delo (дата обращения: 03.02.2022).
41. Методика преподавания биологии. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/metodika-prepodavaniia-biologii.html (дата обращения: 17.02.2022).
42. Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой деятельности учащихся. Режим доступа: https://studbooks.net/ (дата обращения: 11.05.2022).
43. Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД). Его основные пути реализации, этапы подготовки и проведения. Режим доступа: https://studwood.ru/ (дата обращения: 23.04.2022).
44. Понятие коллективной творческой деятельности. Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/6903 (дата обращения: 09.01.2022).
45. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N345 (ред. от 22.11.2019). Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.12.2018-N-345/ (дата обращения: 18.03.2022).
46. Психолого-педагогические основы КТД как средства развития творческих способностей. Режим доступа: https://studwood.net/1792925/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_osnovy_sredstva_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey (дата обращения: 19.01.2022).
47. Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы. Режим доступа: https://studbooks.net/1908546/pedagogika/ nbsppsihologo_pedagogicheskie_osobennosti_uchaschihsya_osnovnoy_shkoly (дата обращения: 03.04.2022).
48. Современные педагогические технологии: технология коллективной творческой деятельности. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhi-3.html (дата обращения: 18.05.2022).
49. Технология коллективно - творческой деятельности (КТД). Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 15.02.2022).
50. Технология коллективного творческого дела (КТД). Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 10.04.2022).
51. Технология КТД – Коллективной творческой деятельности. Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/54561-doklad-tehnologiya-ktd--kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelynosti (дата обращения: 12.02.2022).
52. Технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела). Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 19.01.2022).
53. Технология КТД: принципы, основополагающие идеи. Режим доступа: https://studopedia.ru/9_221784_shkolnik--sub-ekt-vospitaniya-osnovnie-harakteristiki-sub-ektnosti.html (дата обращения: 14.02.2022).
54. Учебник. Биология 6 класс, Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В.С., 2013. Режим доступа: ttps://nashol.me/201712197605/ biologiya-6-klass-ponomareva-i-n-kornilova-o-a-kuchmenko-v-s-2013.html (дата обращения: 10.03.2022).
55. Учебно-методическое пособие. Методика обучения биологии. Режим доступа: http://sgpi.ru/user/-244/umk/18/ (дата обращения: 14.05.2022).
Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка для него имеет различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других - заслужить уважение учителя и родителей. Нередко же смысл оценки для него выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане наибольшее значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка.
Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль начинает играть самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт. Учителю надо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено прежде всего качеством работы учителя и его отношением к детям. Многие учащиеся при ответах на вопрос: При каких условиях учились бы в полную меру своих способностей? - указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к ним. Многие при ответах отмечали: Если бы учитель обращался с нами, как с хорошими друзьями, заинтересовал нас, если бы ученики не боялись плохо ответить, то они учились бы в полную меру своих способностей.