Характеристика моделей оценки вероятности безопасности плавания в стесненных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей функцией судовождения является обеспечение навигационной безопасности плавания, т.е. предотвращение аварий и происшествий, обусловленных ошибками решения задач морской навигации. Обеспечение навигационной безопасности — необходимое условие охраны жизни на море и защиты окружающей среды от загрязнения, эффективной работы флота.
Интенсивное развитие флота, повышение требований международных конвенций и национальных правил к безопасности человеческой жизни на море, сохранности перевозимого груза, техническому состоянию судна и охране окружающей среды обуславливают рост требований к обеспечению навигационной безопасности плавания.
Многочисленные научные исследования, технические разработки и организационные мероприятия направлены на повышение этой безопасности. Однако количественная оценка достигнутого уровня навигационной безопасности и влияния на него проводимых мероприятий вызывает серьезные затруднения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
1.1 Структура понятия «Безопасность мореплавания»
1.2 Статистка аварийных случаев за прошедший год
1.3 Классификация аварий на морском торговом флоте
2.ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ
2.1 Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов
2.2 Требования к укомплектованию экипажа судна
3.МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Количественная оценка безопасности судовождения
3.2 Методика расчета безопасных параметров судна в ограниченных условиях плавания
3.3 Методика оценки безопасного движения судов в стесненной акватории
4.РАСЧЕТ НАВИГАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ СУДНА В КАНАЛЕ ИЛИ ФАРВАТЕРЕ
4.3 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СПИСОК
- Боран-Кешишьян А.Л. Требования к структуре содержанию и оформлению дипломной работы инженера-судоводителя: учебно-методическое пособие/ А.Л. Боран-Кешишьян.- 2-е изд., перераб. и дополн..- Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2012.- 48 с.
- Руководство по формальной оценке безопасности (ФОБ) для использования в процессе принятия решений в ИМО. MSC/Circ.1023-MEPC/Circ.392 с поправками (на русском и английском языках). - СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ", 2011 г. - 138 с.
- Баранов Ю.К., Гаврюк М.И., Логиновский В.А., Песков Ю.А. Навигация. - СПб.: Издательство Лань, 1997. - 512 с.
- Ольшамовский С.Б., Земляновский Д.К., Щепетов И.А. Организация безопасности плавания судов. - М.: Транспорт, 1979. - 213 с.
- Ольшамовский С.Б. Повышение безопасности мореплавания. (в 3-х частях) Часть 3.-2-е изд., переработанное и дополненное.- Новороссийск: НГМА, 2000.-142 с
- Снопков В.И., Конопелько Г.И., Васильева В.В. Безопасность мореплавания: Учеб. для вузов / Под ред. В.И.Снопкова. - М.: Транспорт, 1994. - 247 с.
- Песков Ю.А. Системы управления безопасностью в международном судоходстве: Учебное пособие. - Новороссийск: НГМА, 2000 г.- 322 с.
- Песков Ю.А. Руководство по «организации мостика» для судов: В 3 т.: Учебное пособие.- Новороссийск: НГМА, 2002 г.
- Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) и руководства по его выполнению, - СПб.: АО "ЦНИИМФ", 2018 г. - 192 с. Серия "Судовладельцам и капитанам", выпуск 30. International Safety Management (ISM) Code with guidelines for its implementation.
- Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками), - СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ", 2015 г. - 1088 с. International Convention for the Safety of Life at Sea, 1974, (SOLAS-74). (Text modified by the Protocol of 1988 relating thereto, including Amendments).
- Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (МК ПДНВ-78) с поправками (консолидированный текст): – СПб.: АО «ЦНИИМФ», 2016. – 824 с. International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978 (STCW 1978), as amended (consolidated text)
Очевидно, снижение интенсивности λ1 возможно уменьшением осредненной вероятности Pbm путем выбора требуемых значений существенных параметров, от которых зависит Pbm .Для оценки вероятности безаварийного плавания судна Pb производилось имитационное моделирование с помощью разработанной компьютерной программы, которая генерирует случайные траекторий движения судна относительно программной, для чего относительно каждой обсервованной точки случайным образом формируется векториальная погрешность, подчиненная распределению Гаусса с заданной с.к.о. и нулевым математическим ожиданием. Она определяет истинное место судна, а соединение всех таких точек дает реализацию случайной траектории. Программой генерируется 1000 таких траекторий и проверяется принадлежность каждой из них к допустимой области безопасного плавания D (рис. 5).