Конституция Российской Федерации: проблемы пересмотра и внесения поправок
ВВЕДЕНИЕ
Стабильность Конституции РФ определяет устойчивость существования государственного устройства и всей правовой системы, определяет взаимоотношения между обществом и государством, а также формирует режим законности. Стоит отметить, что Конституция Российской Федерации изменяет свое содержание только под воздействием самых насущных проблем, назревших в обществе.
Данный аспект отличает Конституцию РФ от всей остальной актуальной законодательной базы, сложившейся в стране, которая реагирует на все изменения, происходящие в обществе и государстве.
При этом стабильность Конституции РФ не должна быть абсолютной, так как это будет порождать реакционную политику государства. Поэтому Основной закон Российской Федерации должен совершенствоваться и не отставать от действительности.
Изменение Конституции Российской Федерации допускается посредством внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и с помощью пересмотра Основного Закона страны.
Пересмотр Конституции пр
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПЕРЕСМОТРА 6
1.1. Порядок пересмотра конституции российской федерации 6
1.2. Коллизии по вопросам пересмотра Конституции Российской Федерации 11
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 16
2.2. Коллизии по вопросам внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 октября 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
2. Конституция Республики Дагестан от 10.07.2003 (с изменениями на 26 июня 2021 года). (принята Конституционным Собранием 10.07.2003). URL: https://docs.cntd.ru/document/802018919 (дата обращения: 03.03.2022).
3. Федеральный закон от 04.03.1998 года № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=54E0syS4oPun5v871&cacheid=5D569900A811233D2E54327A3B45363F&mode=splus&base=LAW&n=405631#WZG0sySSeFQenRZ12 (дата обращения: 03.03.2022).
II. Специальная литература
4. Анисимова А.И. Некоторые проблемы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации // Новые юридические исследования. 2020. С. 15-17.
5. Булыгина А.А. Поправки к Конституции РФ: порядок принятия // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2020. С. 98-102.
6. Виноградов О.В. Теоретические и правовые проблемы внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации // Российский конституционализм: уроки истории и современность. 2018. С. 40-47.
7. Зенкин С.А. Модернизация Конституции Российской Федерации: нормативная модель и практика. Lex Russica& 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii-normativnaya-model-i-praktika (дата обращения: 02.03.2022).
8. Клепикова О.Г. Конституционный судебный процесс: учебное пособие / О. Г. Клепикова, Ю. В. Старостина. Рязань. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. 2021. 425 с.
9. Колодий И.О. «преобразование» Конституции Российской Федерации. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preobrazovanie-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.03.2022).
Не разъясняется возможность повторного созыва Конституционного Собрания, а также случаи созыва повторного собрания.
В Конституции РФ не указан орган, которой является полномочным за внесения поправок в Основной закон, при этом в научной литературе большинство ученых таким органом считают Конституционное Собрание. Однако не указание на данный орган в Конституции или в отдельно принятом законе влечет неизвестность следующих основополагающих данных для проведения мероприятия по пересмотру Конституции РФ:
- неизвестны мотивы, которыми будет руководствоваться Конституционное Собрание при выборе формы проведения мероприятия по пересмотру Конституции Российской Федерации – референдум или членами Конституционного Собрания.
- неясно, допускается ли многоступенчатость голосования, то есть возможность вынести вопрос о пересмотре