Становление и развитие чеченской национальной государственности правовой аспект организации и развития с ХХ по начало ХХI вв.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность избранной темы. Развитие и совершенствование современных форм правового регулирования общественных отношений, повышение его эффективности – одна из важнейших задач, стоящих перед современной российской юридической наукой. В этой связи данная тема приобретает повышенный статус научного интереса. Степень разработанности. Спектр использованных источников, Решение обозначенных задач невозможно в рамках одной лишь только юридической науки. Это связано с тем, что государственность – явление многогранное, связанное с геополитическими, этническими, историческими, культурными и иными особенностями развития на различных исторических этапах. Данное исследование находится на стыке разных научных направлений. В этой связи в ходе работы над обозначенной темой автор опирался на положения и выводы трудов отечественных ученых правоведов и историков. Таких как А.М. Бугаева, Х.А. Гакаева, А.М. Дудаева, Мусы М. Ибрагимова, Д.Х. Сайдумова, Т.У. Эльбуздукаевой и др. Объектом исследования – выступают государственно-правовые институты и правовые акты, регулирующие взаимоотношения государственных органов власти и управления, политико-правовые идеи и взгляды, характеризующие уровень развития государственности чеченского народа.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ С ХХ ПО ХХI В.: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОГО, ПОСТСОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО ПЕРИОДОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
1.1. Чечня и её государственность на различных исторических этапах……………………………………………………………………………14
1.2. Роль и значение Грозного в становлении чеченской государственности……………………………………………………………….37
ГЛАВА II. ЧЕЧЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ – ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РЕТРОСПЕКТИВЫ
2.1. Ключевые вопросы государственно-правового возрождения автономии после восстановления Чечено-Ингушской АССР в 1957 г. ………………….45
2.2.Ретроспектива советской чеченской государственности…………………53
2.3. Зарождение идей суверенитета в Чечено-Ингушетии и нормативно-правовые процессы их реализации (конец 80-х гг. и начало 90-х гг. ХХ столетия)………………………………………………………………………….72
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
3.1. Принятие декларации государственного суверенитета и создание национального анклава, находившегося в состоянии сецессии (анализ декларативных и нормативно-правовых актов)…………………………………………………………………………….84
3.2. Чеченская государственность в начале ХХI cстолетия: проведение референдума 23 марта 2003 года и его значение для современного периода…………………………………………………………………………...99
Список литературы не найден
Определено проблемное поле исследования и гипотеза с позиции правовой науки, позволяющие максимально приблизиться к формированию единой структуры и контенсива определения чеченской государственности. Необходимость толкования процессов государственно-правового становления и развития Чечни в ХХ столетии имеет важное теоретико-прикладное значение, обусловленное не только потребностью подробной реконструкции и выстраивания последовательного в хронологическом порядке историко-правового аппарата, но и важной просветительской задачей. По нашему убеждению, отсутствие экспликата советской чеченской (чечено-ингушской) государственности, которая сформировалась в аутентично-правовом значении после 1957 г., привело к наращиванию и созданию в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ столетия отрицательных условий для ее постепенного разрушения и уничтожения под воздействием внутренних и внешних сил. В историко-правовой науке вопросы слома чечено-ингушской государственности, начавшегося с 1989 по 1993 г., в поиске причинно-следственной связи самого факта их возникновения носят (как нам видится) статус контроверзы. Именно дискуссионность различных вопросов заставляет исследователей апперципировать посредством анализа и сопоставления ранее известных и новых обстоятельств с дальнейшей целью – максимально приблизиться к цельно содержательным и аргументированно объективным выводам. Как нам видится, правовой квиетизм Центра в 1991 г., проявленный в отношении Чечено-Ингушетии (ЧИАССР, ЧИР), сначала способствовал территориально-правовой дизъюнкции единой Чечено-Ингушетии, затем доведению ситуации до трагических событий 1994 г. Широко известное в нашей стране заявление Б.Н. Ельцина о суверенитете для народов было высказано не имплицитно, а вполне четко и однозначно.