Проблемы ответственности субъектов правовой экспертизы
Введение
В современных условиях развития отечественного законодательства правотворческие функции, реализуемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами муниципальных образований, проявляются в новых качественно-количественных характеристиках.
Динамика возникновения и изменения общественных отношений в самых различных сферах жизнедеятельности государства и общества требует не только своевременного правового регулирования на региональном и муниципальном уровнях, но и должного соблюдения требований федерального законодательства, которые предъявляются к содержанию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Такие требования можно выразить в нескольких основных позициях.
Первая – обеспечение соответствия издаваемых нормативных правовых актов указанной категории Конституции Российской Федерации, федеральным законам, а также соблюдение правил юридической техники.
Вторая – исключение (недопущение) коррупц
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1.Понятие, сущность и значение правовой экспертизы в РФ……………6
1.1.Понятие, объект, предмет правовой экспертизы……………………………...6
1.2.Субъекты правовой экспертизы……………………………………………….11
1.3.Экспертное заключение………………………………………………………..18
Раздел 2.Содержание правовой экспертизы……………………………………...22
2.1.Правовая экспертиза закона на предмет соответствия общей системе законодательства…………………………………………………………………...22
2.2.Правовая экспертиза закона на предмет соответствия правилам юридической техники………………………………………………………….......24
2.3.Ответственность субъектов правовой экспертизы…………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………………….38
Библиографический список
Нормативные акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532.
3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (ред. от 31 июля 2021г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 23 ст. 2102.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2021г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. ФЗ от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
7. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 24.02.2022) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 42 ст. 4108.
8. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» (ред. от 17 мая 2021г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 21 ст. 2429.
9. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
10. Об экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (в ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 10. Ст. 1084.
11. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 10 июля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 2010 г. N 10 ст. 1084.
Ученые-правоведы и специалисты в области экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность подчеркивают, что в состав участников правового анализа и оценки правовых актов на коррупциогенность должны входить профессионально подготовленные и имеющие опыт разработки нормативных правовых актов специалисты.
Одной из неразработанных в теории юриспруденции и не нашедшей отражения в законодательстве проблем является проблема правового статуса эксперта. Она связана, прежде всего, с ответственностью, которую должен нести эксперт в случае некачественной экспертизы.
Разумеется, эксперт несет личную моральную ответственность за полноту анализа законопроекта и обоснованность заключения по результатам экспертизы, но юридически эта ответственность не установлена. Также важным представляется установление срока проведения экспертизы.
Неурегулированность данного вопроса создает определенные затруднения и в работе парламента, е