Развитие коммуникативных умений в дошкольном возрасте
Введение
Коммуникативное развитие дошкольников на сегодняшний день является одной из очень значимых сфер работы педагогов и психологов.
Вопрос формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста возник сравнительно недавно, но эта область психологии активно развивается. Ее основателем являлся Ж. Пиаже. Именно он сконцентрировал внимание детских психологов к ровеснику, как к важному и необходимому фактору социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма.
Основные исследования проблемы коммуникации связаны с работами: Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина В.М. Бехтерева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, и других отечественных и зарубежных психологов, рассматривавших коммуникацию как важное условие для психического развития человека, его индивидуализации и социализации индивидуума. К. Ясперс, Т. Парсонс, Дж. Мид считают позицию социокультурного общения в жиз
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Глава 1. Проблема исследования в общей психологии…………………………………………………………………....5
1.1 Понятие «коммуникативные умения», его сущность……………………………………………………………………....5
1.2 Многообразие коммуникаций и их классификация………………………………………………………………..9
2. Глава 2. Проблема исследования в возрастной психологии ………………………………………………………………………………...13
2.1 Характеристика социальной ситуации развития дошкольного возраста……………………………………………………………………...13
2.2 Особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста со сверстникам……………………………………………………17
2.3 Описание методик, применяемых для изучения конкретной проблемы…………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….29
Список используемых источников
1.Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 2005.- 44 с.
2.Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: учеб. пособие / Р.И. Деревянко. - М., 2005.- 22 с.
3.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 116 с.
4.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения: учеб. пособие / М.И. Лисина. - М.: «Педагогика», 2007. - 160 с.
5.Лисина, М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное / М.И. Лисина. - М., 2005.-38 с.
6.Основы теории коммуникации / гл. ред. М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2003. - Часть II, С. 260-292,
7.Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2003, С. 293 -355.
8.Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков. - М., 2013.- 140 с.
9. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
10. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – с. 25
11. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М., Межличностные наблюдения ВЛАДОС, 2005г., с. 17
12. Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990. С. 133
Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню. Горизонтальные коммуникации происходят между членами группы, имеющими одинаковый ранг в системе управления организацией, между друзьями, равнозначными группами в обществе [8, с. 140].
В зависимости от использования знаковых систем коммуникации подразделяются на: а) вербальные и б) невербальные [8, с. 140].
Кроме упомянутых выше видов коммуникации выделяют когнитивные, конфликтные, кризисные, межкультурные, офисные, производственные, протестные, рекреационные, уличные, художественные, экспрессивные и т.д
«Деловая коммуникация является важнейшим аспектом любой профессиональной деятельности и может быть отнесена к самостоятельному виду коммуникации. К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, п