Информационное общество: предпосылки создания, современное состояние и перспективы развития
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня человечество переживает третий этап развития общества – постиндустриальный, который характеризуется высоким уровнем развития информационной культуры и постоянным ростом степени влияния средств массовой информации на социум. И если в доиндустриальном обществе общество решало проблему самоорганизации, в индустриальный период – проблему самообеспечения, то сегодня, в постиндустриальный период, главной целью общественного движения является самоидентификации.
Происшедшие в последней трети ХХ века в ряде развитых стран глубокие структурные преобразования экономического механизма, выдвинувшие на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, сопровождались бурным развитием индустрии знаний и связанных с ней технологий передачи и обработки информации, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникационной среды, и киберпространство, еще совсем недавно доступное лишь высококвалифицированным программистам, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты информационного общества 4
1.1 Понятие и сущность информационного общества 4
1.2 Основные критерии информационного общества 7
ГЛАВА 2. Этапы становления и перспективы развития информационного общества 10
2.1 История становления информационного общества 10
2.2 Совершенствование информационного общества 11
2.3 Проблемы информационного общества 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Список используемой литературы
1) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018
2) Бекман И. Н. Информатика// http://profbeckman.narod.ru/InformLekc.htm (дата обращения 29.05.2021)
3) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 2019.
4) Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. 2017. Факторы возникновения делинквентного поведения в подростковом возрасте: литературный обзор зарубежных исследований. В кн.: Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия: материалы Международной научно-практической конференции в рамкахIIIВсероссийского научного форума «Наука будущего – наука молодых». В 2-х т. Т. 2. Нижний Новгород, НИСОЦ: 78– 82
5) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011
6) Володенков С. В. Массовая коммуникация и общественное сознание в условиях современных технологических трансформаций // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. № 3. С. 1–8.
7) Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0 //СПб: Петербургское Востоковедение. 2015.
8) Информационная эпоха: вызовы человеку. — М.: РОССПЭН, 2016.
9) См. Каймин, В.А. Информатика: Учебник для вузов / В.А. Каймин. - М.: ИНФРА-М, 2017.
10) Карпоян С.М. Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации//Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2015. 12, Ч. III: 84–88
11) Козырев А. А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2019. – 360
12) Кутырев В.А. 2015. Глобальный челове(йни)к: превращение в технос//Философия хозяйства, 6: С. 247– 258
13) Лексин В. Н., Человек на рынке искусственного интеллекта // Свободная мысль. — 2020. — № 3 (1681). — С. 29-35
14) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003
15) Морозов О. Н. Особенности интернет-коммуникации: определения и свойства // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Языкознание и Литературоведения. 2016.
16) Тоффлер Э. Третья волна. М.: Издательство «АСТ», 2010. 784 с.
17) Martin, U. Dzh. Informatsionnoe obshhestvo: referat // Teoriya i praktika obshhestvenno-nauchnoj infor-matsii. Ezhekvartal'nik ; АN SSSR. INION – M., 1990. – No 3. – S. 115–123.
18) Варакин, Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. - М.: Междунар. Акад.связи, 2001. - 43 с.
19) Вершинская, О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3. - 66 с.
20) Воронина, Т. П.. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. - 111 с.
21) Ганчарик, Л. П. Курс лекции по дисциплине информационные технологии в международных отношениях, Минск 2004. - 225 с.
22) Жданов, В.С. Электронная коммерция // Информационное общество// В.С. Хабаров. 1999, № 5, с. 42.
23) Землянова, Л. М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета, Серия 10, «Журналистика» - № 2, 1999, с. 58-59.
24) Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000.
25) Информационное общество: Сб. - М.: 000 «Издательство И74 ACT, 2004. - 507 с.
26) Кастельс, М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М., 1999.- 346 с.
Существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоваться компьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признаку довольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитых странах Европы, Азии и США доля активных пользователей компьютеров и Интернета значительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доля активных пользователей не превышает нескольких процентов. Решение этой проблемы зависит прежде всего от информационной политики как отдельных государств, так и от того, насколько тесно и продуктивно они будут сотрудничать в этом направлении.