Организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации по расходам, её совершенствование
ВВЕДЕНИЕ
Расходы бюджета являются эффективным инструментом при распределении государственных благ для достижения того или иного уровня благосостояния каждого члена общества. Они отражают направления финансовой политики государства в различных сферах, а именно: регулирование производственного процесса, обеспечение социальной защиты населения, развитие научно-технического прогресса, международная деятельность и прочее.
Исполнение бюджета – центральная стадия бюджетного процесса, на которой происходит реальное использование финансовых ресурсов надлежащих органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому в настоящее время особое внимание уделяется расходованию бюджетных средств.
Данная тема является актуальной и по причине того, что на современном этапе огромное значение приобретает эффективное использование бюджетных ресурсов для реализации целей экономической и социальной политики публично – правовых образований (поскольку повышается спрос населения на качественные и доступные услуги). С этой целью необходимо принятие мер по повышению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств в связи с тем, что часто именно бюджетные проблемы являются причиной дестабилизации обстановки в регионах и муниципальных образованиях России.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАСХОДАМ 7
1.1 Организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации по расходам: понятие, принципы, классификация 7
1.2 Механизм исполнения бюджета субъекта Российской Федерации по расходам 12
1.3 Показатели эффективности использования бюджетных средств 20
2 СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО РАСХОДАМ 24
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика Министерства финансов Республики Башкортостан, как главного распорядителя бюджетных средств 24
2.2 Анализ исполнения расходной части бюджета Республики Башкортостан 29
2.3 Анализ состава и динамики расходов бюджета Республики Башкортостан 35
3 ПРОБЛЕМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ 43
3.1 Проблемы и недостатки организации исполнения бюджета Республики Башкортостан по расходам 43
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации исполнения по расходованию бюджетных средств Республики Башкортостан 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 5 апр. 2013 № 44-ФЗ : принят Государственной Думой 22 мар. 2013 г.: одобрен Советом Федерации 27 мар. 2013 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федер. закон от 8 мая 2010 № 83-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) принят Государственной Думой 23 апр. 2010 г.: одобрен Советом Федерации 28 апр. 2010 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/
4. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019г. № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов РФ и муниципальных образований» // URL: https://base.garant.ru/72278816/
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в редакции постановления Правительства РФ от 7 октября 2019 № 1295)» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169507/
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019г. №117-Р «Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/
7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2020 № 803 (ред. от 30.06.2021) «Об утверждении Положения о мерах по обеспечению исполнения бюджета Республики Башкортостан»
8. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 08.11.2019 № 668 (ред. от 27.10.2020) «Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Республики Башкортостан, Правил формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Республики Башкортостан, Порядка проведения оценки эффективности налоговых расходов Республики Башкортостан и Порядка обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов Республики Башкортостан»
9. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2014 года № 151 «О порядке разработки, реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Башкортостан»
10. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12.09.2012 № 315 «Об утверждении государственной программы «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан» (в редакции от 04.10.2021)
11. Положение Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 2021 года №762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»
12. Приказ Федерального казначейства от 13.05.2020 № 20н «Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей»
13. Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н (ред. от 19.11.2021) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»
14. Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 24.09.2021) «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»
15. Приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня»
16. Приказ Минфина РБ от 29.12.2018 № 349 (ред. от 30.09.2021) «Об утверждении Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету Республики Башкортостан и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан»
17. Приказ Минфина РБ от 14.11.2008 № 47 (ред. от 21.12.2021) «Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Республики Башкортостан и администраторов источников финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан»
18. Приказ Минфина РБ от 25 декабря 2009 года № 52 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Республики Башкортостан и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан)»
19. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета России: учебник для бакалавриата и магистратуры / Акперов И.Г. — Москва: Издательство Кнорус, 2021. — 634 с.
20. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система [в 2 т.] Том 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. М.:Юрайт, 2017. —363 с.
21. Долганова Ю.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ под общ.ред. Ю.С. Долгановой, Н.А. Истоминой.– Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2019. – 356 с.
Чиновники часто не в силах решать задачи, которые ставит перед ними общество в связи с нехваткой профессиональных знаний, умений и навыков. Недостаточно сформированы необходимые личностно-деловые качества: эффективные коммуникационные навыки, ответственность и самостоятельность в принятии решений, организаторские способности и прочее.
В настоящее время многие молодые люди готовы идти работать в органы государственной власти, обоснованно считая госслужбу хорошим стартом карьеры по специальности после окончания обучения. Приобретается опыт, хорошая запись в резюме, участие в решении масштабных задач. Некоторые рассматривают госслужбу как возможность приблизиться к социальной элите. Но, мало кто из молодых специалистов остается на государственной службе хотя бы на несколько лет – заработная плата в бизнес-структурах зачастую гораздо привлекательнее для специалистов их уровня. Привлечь на государственную службу квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда, крайне сложно. Заработная плата госслужащего в настоящее время необоснованно заниженной, что признают все.