Влияние коллектива на развитие личности обучающегося (воспитанника)

Цель курсовой работы- раскрытие закономерностей и особенностей взаимодействия коллектива и личности
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
10.11.2022
Объем файла
5545 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. В начальном школьном возрасте наибольшую роль для развития обучающегося и становление его личности приобретает общение в коллективе сверстников. В общении и взаимодей-ствии ученика с ровестниками в условиях ученического коллектива не только более охотно осуществляется его познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки нравственного поведения, социального развития и накопление социального опыта.
Воспитание в коллективе являлось основополагающим положением современной теории воспитания.
Коллективное воспитание - одно из общих направлений воспитатель-ной работы с учениками начальных классов.
Человек - существо социальное, и начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество.
А.С. Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания  коллектива, к которым он отнёс: теорию перспектив, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения и многое другое [5, c. 85].

 

Оглавление

Введение 3 

1. Теоритические аспекты формирования личности 5

1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных  педагогов 5

1.2 Роль школьного коллектива в развитии личности 10

2. Исследование по влиянию коллектива на личность в начальной  школе 13

2.1. Констатирующий эксперимент 13

2.2. Формирующий эксперимент 20

2.3. Контрольный эксперимент 22

Заключение 26

Список литературы 28


 

Список литературы
1. Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом наследии А.С. Макаренко, Т.8-М., 2018 г.  - 210 с.
2. Залужный А.С. Учение о коллективе. - М.; Л., 2019 г. – 234-286 с.
3. Луначарский А.В. Педагогическое общение. /А.В. Луначарский - М., 2017 г. – 131 с.
4. Макаренко А.С. Коллектив и личность / Макаренко А.С. – М: Собр. соч. Кн.5. Москва, 2016 г. – 458 с.
5. Макаренко А.С. Путь к ученику/А.С. Макаренко –М., 2019 г. – 69-99 с. 
6. Митина Ю.С. Психология профессионального развития учителя. – М., Флинта, 2018 г. – 200-248 с.
7. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема – М: Социальная педагогика. – 2020 г. - № 4. – 47-56 с.
8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 2020 г.- 82 с.
9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в т.3 т./В. А. Сухомлинский, - М. 2019 г. – 156 с.
10. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических кол-лективов. – М., 2018 г. – 163 с.
11. Щуркова Н.Е. Учителю о воспитанности школьника. / Н.Е. Щуркова — М., 2017 г. – 137 с.

 

На данном (формирующим) этапе проводилась работа с школьниками. Цель данного этапа - проведение занятий, направленных на формирование поло-жительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности школьников, психологическая коррекция межличностных отношений в коллективе. Мы использовали программу, разработанную совместно с социальным педагогом и психологом Лицея №4, цель которой состоит в развитии поведения и поступков школьков, направленных на пользу общества и проявляющихся в изменении позиции, занимаемой в структуре коллектива. Программа реализовывалась в форме упражнений по межличностной коммуникации. Занятия проводились только в классе Б (экспериментальная группа). Программа групповых занятий включает в себя 4 блока: ориентировочно-установочный, установочно-развивающий, коррекционно-развивающий, формирующий. Каждый блок состоит из 2 занятий, включающих в себя по 2-3 упражнения, объединенных общей целью. Участники вступали в межличностные отношения в парах, тройках и группах; учились правильно передавать сообщение и правильно его воспринимать, а также тренировались в навыках, необходимых для контактов с другими людьми. На занятиях происходило углубление знания и размышления подростков о самих себе, осознание своих положительных и отрицательных сторон, основанное на составлении мнения о самом себе и мнений о нем других.