Совершенствование механизма взаимодействия банков с предприятиями
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена необходимостью дальнейшего развития российскими коммерческими банками услуг, предоставляемых юридическим лицам как механизма реализации широкого спектра банковских продуктов и услуг.
Особенностью развития банковского сектора является высокий уровень конкуренции.
Именно поэтому кредитные организации должны быть ориентированы на партнерские отношения, стремятся учитывать все особенности деятельности клиентов, и предлагает полный спектр финансовых услуг направленный на рост благосостояния своих клиентов. Многолетний опыт работы, квалифицированные кадры, внедрение современных банковских технологий, позволяют банку сформировать оптимальный комплекс банковских услуг для своих клиентов.
Одним из наиболее приоритетных направлений банковской деятельности выступает обслуживание юридических лиц, поскольку состав и качество клиентской базы влияют на объем и качество дополнительных привлеченных ресурсов, возможность увеличения и расширения кредитного портфеля, объем проводимых через банк платежей. Банк рассматривает клиентский бизнес в качестве приоритетного направления своей деятельности. Высококачественный банковский сервис и атмосфера делового общения способствуют росту доверия со стороны клиентов, а профессиональный менеджмент, направленный на улучшение обслуживания клиентов, позволяет учитывать индивидуальные особенности бизнеса каждого клиента и предоставлять им своевременные консультации по вопросам расчетно-кассового обслуживания, валютного контроля, кредитования и др. Основной задачей клиентского бизнеса является стремление обеспечить клиентам максимально удобные условия для работы и предоставить самый широкий спектр услуг.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ 7
1.1 Особенности деятельности коммерческих банков и предприятий 7
1.2 Содержание, формы и принципы взаимодействия банка с предприятиями 13
1.3 Основные факторы, влияющие на взаимодействие банка с предприятиями 22
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАО «РГС БАНК»
С ПРЕДПРИЯТИЯМИ 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка 30
2.2 Анализ финансового состояния банка 35
2.3 Анализ оказания банковских услуг предприятиям 42
2.4 Оценка эффективности взаимодействия ПАО «РГС Банк» с предприятиями 49
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАО «РГС БАНК» С ПРЕДПРИЯТИЯМИ 55
3.1 Предложения по развитию взаимодействия ПАО «РГС Банк» с предприятиями 55
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации №51-ФЗ от 30.11.1994 [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3854/
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2442/
4. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств от 22.06.2012г. №383-П [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84557/
5. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях РФ от 24.04.2008г. №318-П [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10251/
6. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ от 26.03.2007г. №302-П [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384965/
7. Инструкция Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» от 14 сентября 2006 г. № 28-И [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106354/
8. Алферов Р.Р. Современные технологии РКО // Юридическая работа в кредитной организации. – 2020, №3. – С. 84-87.
9. Батраков Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Изд. 2-е, перераб.и доп., 2019. – 376 с.
10. Белоглазова Г.Н. Короливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт,2020. – 396 с.
11. Варламова Т.П. Варламова М.А. Банковские операции: учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»2019
12. Виноградова М. Банковские операции: Уч. Пособие/Под ред. Т. Виноградовой. - М.: «Феникс»,2020. – 318 с.
13. Галанов В.А. Основы банковского дела: учебник М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019 – 302 с.
14. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 216 с.
15. Дубинин С.К. Политика Банка России в сфере регулирования банковских рисков // Деньги и кредит. - 2020. №4 – С.21-26.
16. Ермакoв С.Р. Основы организации деятельности коммерческого банка: учебник / С.Л. Ермаков, Ю.Н. Юденков. – М.: КНОРУС, 2019. – 656 с.
17. Жарковская Е.П. Банковское дело Учебник. - 7-е изд. - М.: Омега-Л, 2019. – 216 с.
18. Жуков Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организация и их операции.– М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019
19. Жуков Е.Ф. Зеленкова Н.М. Эриашвили Н.Д. Деньги. Кредит. Банк: учебник -4-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 294 с.
20. Лаврушин О.И. Банковское дело./Под ред. О.И. Лаврушина. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика».-2019. – 216 с.
21. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Банковское дело: учебник / под ред.проф.О.И.Лаврушина. – 9-е изд., стер. – М. : КОНУС, 2019. – 169 с.
22. Маркова О.М. Мартыненко Н.Н. Рудакова О.С. Банковские операции: учебник для бакалавров - М: Издательство Юрайт,2020. – 216 с.
23. Нестеренко А.В Современные маркетинговые стратегии розничного банковского бизнеса // Банковское дело, 2019. - № 2. – С.44–56.
24. Новокрещенова О.А. Обслуживание клиентов в банке: содержание и критерии качества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017.– №34. – С.56–66.
25. Риски: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2019.– 278с.
В 2020 г. убыток был сформирован за счет отрицательного значения показателя «Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери», который в свою очередь связан с высоким значением показателя «Изменение резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, а также средствам, размещенным на корреспондентских счетах». Причина – высокий риск кредитных операций. В итоге чистые доходы составили 1052 млн. руб., что не могло покрыть операционные расходы банка в размере 5795 млн. руб. Важным фактором финансового состояния банка является соблюдение обязательных нормативов, установленных ЦБ России. Посредством экономических нормативов «регулируется, во-первых, абсолютный и относительный уровень собственного капитала кредитной организации, во-вторых, ликвидность баланса, в третьих, диверсификация активных и пассивных операций кредитной организации, в четвёртых, создание каждой кредитной организацией централизованных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы в целом» [31, с. 120].