Управление HR-брендом компании
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетие существенно вырос спрос на консалтинговые услуги. Консалтинг как бизнес заключается в комплексной помощи организациям и населению в достижении поставленных задач на основе экспертных знаний и профессиональных компетенций сотрудников консалтинговой компании в сфере менеджмента, финансов, экономики, маркетинга, IT, аудита, бизнеса, инвестиций, страхования и права. Возрастающая значимость консалтинга для организаций обусловлена потребностями в привлечении специалистов и экспертов, регулярно обновляющих свои профессиональных знания и имеющих значительный опыт решения разноплановых проблем функционирования организаций, к решению текущих и стратегических задач таких, как разработка стратегий бизнеса, повышение эффективности работы компании, достижение конкурентных преимуществ, формирование актуальных компетенций сотрудниками и т.д.
Существует несколько причин интенсивности конкуренции за квалифицированных сотрудников на данном рынке. Наблюдается рост спроса на услуги консалтинга со стороны субъектов среднего и малого бизнеса, в следствии интенсивной цифровизации экономики, развития и усложнения нормативно-правовой среды, что делает данный рынок все более привлекательным для ведения бизнеса.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. HR-БРЕНД В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ: РОЛЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ………………………………………… 7
1.1 Человеческий капитал как основной фактор развития компании на рынке консалтинговых услуг……………………………………………… 7
1.2 Подходы и методы управления HR-брендом консалтинговой компании……………………………………………………………………... 17
1.3 Социальные инструменты развития HR-бренда: имидж и репутация бренда……………………………………………………………. 25
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ HR-БРЕНДА ООО «МЕГАПОЛИСИНВЕСТ»………………………………………………….. 35
2.1 Характеристика деятельности ООО «МЕГАПОЛИСИНВЕСТ» 35
2.2 Маркетинговая среда управления HR-брендом ООО "МЕГАПОЛИСИНВЕСТ» …………………………………………………. 44
2.3 Аудит HR-бренда ООО «МЕГАПОЛИСИНВЕСТ»………………….. 59
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ HR-БРЕНДОМ ООО «МЕГАПОЛИСИНВЕСТ»……… 69
3.1 Формирование архитектуры HR-бренда………………………………. 69
3.2 Использование социальных инструментов в управлении развитием HR-бренда ООО «МЕГАПОЛИСИНВЕСТ……………………………..... 80
3.3 Оценка эффективности реализации HR-бренда
ООО «МЕГАПОЛИСИНВЕСТ» ………………………………………....... 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….......................... 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 21.10.1994 (в ред. от 29.12.2021. № 427-ФЗ) //[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 16.10.2019)
2. Аакер Д. создание сильных брендов. М. Издат. дом Гребенникова, 2003.- с. 312
3. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: монография. – Москва: ИНФРА-М, 2018. — 276 с.
4. Аудиторам "Большой четверки" предписано отделить аудиторские операции от остального бизнеса — Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/716193
5. Баранская С.С. Методика измерения лояльности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/436 (Дата обращения: 21.10.2019)
6. Бордюгова Т. Зачем нам EVP и как его сделать [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://hrdocs.ru/poleznaya-informacziya/zachem-nam-evp-i-kak-ego-sdelat (Дата обращения: 21.10.2019)
7. Бруковская, О. HR-бренд. 5 шагов к успеху вашей компании / O Бруковская, Н. Осовицкая. — Спб.: Питер. — 2016. –272с.
8. Бруковская, О. Как построить HR-БРЕНД вашей компании. 53 способа повысить привлекательность компании-работодателя / О. Бруковская, Н. Осовицкая. - СПб.: Питер, 2010. -288 с.
9. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. - М.: ГУ ВШЭ. – 2003. – 672 с.
10. Бэрроу С., Мосли Р. «Лучшее из бренд-менеджмента- в работу с кадрами», М.: Группа ИДТ,2007,- с. 195
11. Важные HR метрики кадровой службы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://hr-elearning.ru/vazhnye-hr-metriki-kadrovoy-sluzhby/(Дата обращения: 14.11.2020)
12. Все рэнкинги [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://raex-rr.com/pro/all_rankings/ (Дата обращения: 01.02.2019)
13. Веснин В.Р. Корпоративное управление: учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. подгот. 38.04.02 «Менеджмент» (квалиф. (степень) «магистр») / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
14. Вяхирев Е.С. Базовое релевантное семантическое ядро в контекстной рекламе // Интернет-маркетинг. – 2019. – № 4. – С.310–320
15. Голубков Е. П. Маркетинг для профессионалов. М.: Издательство Юрайт, 2017. – 474 с.
16. Горчакова Р.Р. Деловая репутация, как один из факторов, оказывающих влияние на имидж организации// Системное управление. – 2016. – С.1-7.
17. Даулинг, Грэм. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Грэм Даулинг; (пер. с англ. А. В. Кузнецова). - М. : ИМИДЖ-Контакт : ИНФРА-М, 2003. – 366 с.
18. Даулинг, Г. Наука и искусство маркетинга: пер. с англ. / Г. Даулинг — СПб.: Вектор — 2016. –404с.
19. Дементьева А.В. Роль HR-бренда в обеспечении конкурентоспособности компании / А.В. Дементьева // Наука XXI века: актуальные направления развития - 2019. - № 1-1. - С. 216-221.
20. Де Чаернатони Л. От видения бренда к оценке бренда. Стратегический процесс роста и усиления брендов. М.: Группа ИДТ, 2007, с. 125
21. Джоунс, Ф. Роль рекламы в создании сильных брендов: пер. с англ. / Ф. Джоунс. — M.: Вильямс — 2017. — 485с.
22. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. – СПб: Питер, 2016.
23. Дэвис, С. Управление активами торговой марки / С. Дэвис. — Спб.: Питер — 2016. –272с.
24. Измайлова М.А. Деловая репутация как фактор повышения конкурентоспособности компаний // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2018. – №3. – С.42-45.
25. Измеряем бренд работодателя [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://apostrof-media.com/blog/employerbrand/izmeryaem-brend-rabotodatelya-118.html (Дата обращения: 04.11.2021)
26. Камерон К., Курнн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб., - 2001. с. 247.
27. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 181 с.
28. Катернюк А.В. Интернет-маркетинг: обзор основных сервисов и программ // Интернет-маркетинг. – 2019. – № 4. – С.250–264.
29. Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров/Э.М Коротков, О.Н. Александрова, С.А. Антонов. – М.: Издательство Юрайт,2020. – 455 с.
30. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг-менеджмент. – М.: Издательство Юрайт,2018 – 362 с.
31. Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. - Москва: Проспект, 2015. - 352 с.
32. Курбанова А. Как рассчитать индекс вовлеченности сотрудников [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://delovoymir.biz/kak-rasschitat-indeks-vovlechennosti-sotrudnikov.html (Дата обращения: 16.10.2019)
33. Кучеров, Д. Г. Бренд работодателя: область маркетинга или управления человеческими ресурсами / Д. Г. Кучеров // Вестник Санкт Петербургского университета. — 2018 — № 3. — C.98–120.
34. Майклз, Э. Война за таланты / Э. Майклз, X. Хэндфилд-Джонс, Э. Экселрод; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. - 3-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 293 с.
35. Мансуров, Р. Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала / Р. Е. Мансуров. — Спб.:БХВ — Петербург. — 2016. –224с.
36. Мартин Г., Хетрик С. Корпоратиные репутации, брендинг и управление персоналом. М.: Группа ИДТ, 2008, -с.326
37. HR-бренд: как стать лидером. Строим компанию мечты : перевод с англ. / Б. Минчингтон. - М: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 279 с.
38. Огилви о рекламе / (Пер. с англ. А. Гостева и Т. Новиковой. - М. : Изд-во Эксмо, 2013. - 229 с.
39. Ожегов С.И. Толковый словарь, толкование слова «репутация» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary- Ozhegov-term-30116.htm (Дата обращения: 06.10.2020).
40. Осовицкая, Н. Актуальный HR-брендинг работодателей [Текст] / Н. Осовицкая. — Спб.: Питер. — 2018. — 240с.
41. Покровский, Н. Мир потребления и ценностей в контексте глобализации. [Электронный ресурс]. – URL: www.index.org.ru. (Дата обращения: 30.03.2019).
42. Предметные области консалтинга по классификации FEACO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://treko.ru/show_dict_930 (Дата обращения: 12.01.2020)
43. Расчет метрики стоимости подбора персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/raschet-metriki-stoimosti-podbora-personala (Дата обращения: 15.02.2020)
44. Репутационный капитал на facebook [Электронный ресурс]. – URL: https://ru-ru.facebook.com/SistemaReputationalCapital (Дата обращения: 15.09.2020).
45. Рынок консалтинговых услуг 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://niejournal.ru/consulting-services-market/ (Дата обращения: 12.01.2021)
46. Сальникова, Л. С. Репутационный менеджмент Современные подходы и технологии : учебник для бакалавров/ Л. С. Сальникова. – Москва: Издательство Юрайт,2020. – 303 с.
47. Скоробогатых И.И., Мусатова Ж.Б. Особенности поведения «цифровых» потребителей // Проблемы современной экономики. – 2018. – № 4. – С. 127–130.
48. Траут Дж., Райс Э. Маркетинговые войны. – СПб: Питер, 2018.
49. Тульчинский, Г. Л. Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персоналом: учебное пособие для вузов / Г. Л. Тульчинский, В. И. Терентьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с.
50. Фисун А. В. Эффективный репутационный менеджмент: когда репутация решает бизнес-задачи // Менеджмент сегодня. – 2012. – 04(70). – с. 206-217.
51. Ханферян В. Вышли в плюс: рынок консалтинга вырос в 2020 году//Российская газета. Федеральный выпуск [Электронный ресурс].– 2020. - № 109(8460) https://rg.ru/2021/05/19/rynok-konsaltinga-vyros-v-2020-godu.html (Дата обращения: 16.09.2021)
52. Харьков И.С. Совершенствование системы управления деятельностью предприятия на основе анализа факторов внешней и внутренней среды. // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. – 2018. – № 27. – с. 262-265.
53. Шавен, Пьер-Мари. Социология репутации // Отечественные записки: науч.-метод.журн. – 2014.- №1. [Электронный ресурс]. – URL: www.strana-oz.ru (дата обращения 15.09.2020)
54. Шишмарева А.В., Моисеева Е.Е. Методические подходы к анализу внешней деловой окружающей среды организации. // 2017. – № 25. – с. 118-121.
55. Юлдашева О.У., Наумов В.Н., Шубаева В.Г. Интегрированная модель покупательского пути при совершении онлайн-покупок // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2020. — № 1. — С.56–61.
56. Ямпольская, Д. О. Маркетинговый анализ: технология и методы проведения. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 268 с.
57. Ячменева В.М. Деловая репутация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Эффективное управление экономикой: проблемы и песпективы. – 2016. – № 4. – С.168– 172.
58. Ambler T, Barrow S. The employer brand // Journal of brand management. 1996. Vol. 4. №2 3. p.185-206 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://julitadabrowska.pl/wp-content/uploads/2018/08/1996AMBLERandBarrow.eb_.pdf (Дата обращения: 15.10.2020)
59. Backhaus K., Tikoo S. Conceptualizing and Researching Employer Branding // Career Development International. 2004. Vol.9. N 5. p. 742
60. Berthon P., Ewing M., Hah L. «Captivating company: dimensions of attractiveness in employer branding». International journal of advertising. 2005. Vol.24. №2 p.189
61. How SEO upped the revenues. [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.businessweek.com/smaNbiz/content/jul2006/sb20060705_363880.htm. (дата обращения 13.11.2019)
62. IRecommend.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.irecommend.ru. (дата обращения 17.01.2020)
63. EVP – как компании сформулировать ценностное предложение работодателя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://happy-job.ru/hr-blog/ischem-silnye-storony-kompanii-dlya-formirovaniya-evp (дата обращения 17.10.2021)
64. Elevens F. Employer Branding in the Belgian Army: The Importance of Instrumental and Symbolic Beliefs for Potential Applicants, and Military Employees // Human Resource Management. 2007. Vol.46. Spring. N 1. P. 51-69, р. 175
65. Knox S., Freeman C. Measuring and Managing Employer Brand Image in the Service Industry // Journal of Marketing Management. 2006. Vol. 22. N 7/8., p. 780
66. Mangold W. G., Miles S. J. The Employee Brand: Is Yours an AllStar // Business Horizons. 2007. Vol. 50. N 5. p. 560
67.
68. Product reputation mining. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://reputationobserver.com/blog/?p=55. (дата обращения 13.11.2019)
69. Punjiasri K., Wilso A. «The role of internal branding in the delivery of employee brand promise». Brand management. 2007. Vol.15 .№1. p. 147
70. Reputation management can make or break your business; do you use a reputation management company? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://reputationmanage- mentx.com/. (дата обращения 17.01.2020)
71. Sample online reputation management strategy. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.reputationmanagementfirm.com/sample-strategy.html. (дата обращения 23.06.2020)
72. The online reputation management guide. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://outspokenmedia.com/guides/orm-guide/.(дата обращения 13.06.2020)
73. Tozzi J. «Do reputation management services work?». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.businessweek.com/smallbiz/content/apr2008/sb20080430_356835.htm (дата обращения 11.09.2020)
74. Van Luik J. «Why reputation management is also part of competitive intelligence». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jeroenvanluik.nl/index.php/2010/07/why- reputation-management-is-also-part-of-competitive-intelligence/. (дата обращения 18.10.2019)
75. Van Dam N. Building an Employer Brand through Investments in Learning // Chief Learning Officer. 2006. Vol. 5. June. N 6. p. 85
76. Feldwick P. The anatomy of humbug how to think differently about advertising [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://paulfeldwick.com/books/the-anatomy-of-humbug/ (Дата обращения: 16.10.2019)
77. Официальный сайт справочной системы «СПАРК» - https://www.spark-interfax.ru// (дата обращения 12.12.2019 г.).
78. Официальный сайт справочно-правовой системы «Консультант плюс» - http://www.consultant.ru (дата обращения 12.12.2020 г.).
79. Официальный сайт компании «ZOON» - https://zoon.ru (дата обращения 21.10.2021 г.).
80. Официальный сайт SuperJob - https://www.superjob.ru
81. Официальный сайт компании «2ГИС» - https:// 2gis.ru (дата обращения 15.12.2021 г.).
82. Официальный сайт исследовательской компании «Vademecum» - https://vademec.ru (дата обращения 10.09.2021 г.).
83. Официальный сайт компании McKinsey https://www.mckinsey.com/featured-insights/2020-year-in-review (Дата обращения: 21.03.2020)
84. Официальный сайт компании «РАЭКС» - https://raex-a.ru (Дата обращения: 22.12.2021)
85. Официальный сайт компании Dream Job - https://happy-job.ru/hr-blog/ischem-silnye-storony-kompanii-dlya-formirovaniya
86. Официальный сайт компании Холдинг «Люди Дела» - https://www.ludidela.ru
87. Официальный сайт компании SCHNEIDER GROUP - https://schneider-group.ru/ru/ (Дата обращения: 23.12.2020)
88. Официальный сайт компании SRG - https://srgroup.ru (Дата обращения: 23.12.2020)
89. Официальный сайт компании Деловой профиль - https://delprof.ru/career (Дата обращения: 23.12.2020)
Рассмотрим возможности интернет-продвижения HR-бренда. Интернет стал очень важен, и социальные сети как его составная часть играют важнейшую роль в выборе бизнес-услуг. С точки зрения HR-бренда – это эффективный способ визуализации имиджа компании и формирования социальных мнений целевых и контактных аудиторий. Прежде всего, пользователи ищут надежную и достоверную информацию, отзывы о консалтинговых компаниях и экспертах.
Стоит также отметить, что этот период стал временем «персонализации» – активно использовались образы сотрудников в коммуникациях, их истории; стали набирать силу программы бренд-амбассадоров. Среди лучших работодателей используют образы или отзывы своих сотрудников более 74%; в среднем и большом бизнесе этот показатель варьируется от 49% до 65%.