Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения состояния лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией, и проведением логопедической работы по данной проблеме.
Изучением лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР занимались такие авторы, как Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Эти исследователи выявили особенности в развитии лексико-грамматического строя речи:
несформированность многих языковых процессов, что выражается в бедности словаря и трудностях его актуализации в экспрессивной речи;
ограниченность речевого общения, недостаточность слухового восприятия, невнимание к звуковой стороне речи, низкая речевая активность. Особенноостростоитпроблемаформированиялексико- грамматического строя речи у детей с ОНР и дизартрией, так как овладение грамматическим строем речи у таких у детей в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………..6
Формирование лексико-грамматического строя речи в норме….6
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи и дизартрией14
Характеристика состояния лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
и дизартрией ………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………………………………….34
Организация и направления эксперимента ………………………35
Результатыобследованияимпрессивногоиэкспрессивного словаря …………………………………………………………...............38
Результаты обследования грамматического строя речи…………44
Результаты обследования моторной сферы и звукопроизношения.45
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ
………………………………………………………..................................49
Цель, задачи и принципы организации работы ……………………49
Направление исодержание работы покоррекции лексико- грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и дизартрией ………………………………………………………………...55
Контрольный эксперимент и анализ его результатов…………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………….74
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………..……………78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 2017. – 159 с.
Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – Москва : Академия, 2016. – 240 с.
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : Хранитель, 2017. – 309 с.
Богословский, В. В. Общая психология / В. В. Богословский, Н. Т. Ковалева, А. А. Степанова. – Москва : Просвещение, 2016. – 381 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : Астрель, 2017. – 300 с.
Векшин, Н. Н. Грамматика русского языка / Н. Н. Векшин. – Москва : Огни, 2016. – 263 с.
Ветлугина, Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина. – Москва : Академия, 2016. – 322 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 360 с.
Гербова, О. Е. Развитие речи 4 – 6 лет / О. Е. Гербова. – Москва : Академия, 2015. – 290 с.
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 259 с.
Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 1974. – 400 с.
Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 1986. – 347 с.
Захарова, А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А. В. Захарова. – Москва : Эксмо, 2016. – 86 с.
Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи /
Г. А. Каше. – Москва : Педагогика, 1997. – 299 с.
Ковшиков, В. А. Психолингвистика: теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков. – Москва : АСТ, Астрель. 2017. – 24 с.
Крутецкий, В. А. Психология ребенка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. – Москва : Просвещение, 1995. – 322 с.
Кулагина, И. Ю. Во
У старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией наблюдаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих обучающихся наблюдаются проблемы как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ
Исследование лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР и дизартрией проводилось на базе Дошкольного образовательного учреждения Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» № 134 г. Артемовский с 14 января по 3 марта 2019 года. Выборку исследования составили 10 детей в возрасте 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, которые по результатам логопедического заключения имеют речевое заключение «ОНР III уровня, дизартрия».