Прокурорский надзор как механизм по охране и защите прав и свобод человека и гражданина
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность научного исследования. На протяжении многих лет существования Российского государства идея защиты прав и свобод личности всегда отступала на последний план. Положение изменилось с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, в ст.2, 17, 18 которой защита прав и свобод человека и гражданина названа задачей государственной важности. Статья 2 указывает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
В Конституции Российской Федерации впервые была введена гл.2 "Права и свободы человека и гражданина", в которой указано, что "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".
Конституционные права и свободы человека и гражданина принято делить на три группы: личные, политические и социально-экономически
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………….13
Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, виды, содержание, исторический аспект, современное состояние их обеспечения……………………………………………………………………..13
1.2. Понятие, содержание, механизма правозащитной деятельности прокуратуры в Российской Федерации…………………………………………...28
1.3. Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………….34
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА………………………………..………61
2.1 Сущность, цель и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………………………...…..61
2.2 Полномочия прокуроров, направленные на устранение и предупреждение нарушений личных прав и свобод человека и гражданина……………………...65
2.3 Совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина……………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 – №31. – С. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конст. закон Рос. Федерации от 21.07.1994 // Рос. Газета. – 1994. - № 1-ФКЗ № 138- 139.
3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. констит. закон Рос. Федерации от 02.1997 // Собр. законодательства Рос. Федерации.1997.-№1.- С. 1011.
4. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 17.01.1992 // Собр. законодательства Рос. Федерации.-2015.- № 2202-1.- С. 4472.
5. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 31.05.2002// Собр. законодательства Рос. Федерации.- 31.12.2014.- № 62.- С. 2031.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001// Собр. законодательства Рос. Федерации.-24.12.2001.- № 52 (ч. I).- С. 4921.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001// Собр. законодательства Рос. Федерации.- 07.01.2002.- № 1 (ч. 1).- ст. 1.
8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 2 мая 2006// Росс. Газета.- 05.05.2006.-№59-ФЗ.
9. Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями: указ. Ген. прокурора Рос. Федерации от 17.12.2002. // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ.-том 2.- 2004.
10. О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан: Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24.07.1998. // Сборник основных приказов и указаний Ген. прокурора РФ.- 1999.
11. Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г. (принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН) // Российская газета. 1995. – 5 апреля. № 67.
Понятие «охрана прав человека» в большей степени связывается с принудительными мерами, направленными на предупреждение и пресечение посягательств, направленных против прав и свобод человека, а так же на применение мер юридической ответственности в отношении виновных лиц. Понятие «защита прав человека» несколько шире по своему содержанию, оно охватывает различные формы активности государственных и общественных институтов по выявлению, предотвращению нарушений прав человека, а так же по восстановлению нарушенных прав. Например, по мнению А.В. Стремухова, защита прав человека представляет собой «принудительную правовую, деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, общественных объединений, должностных лиц, и государственных слу