Нравственное совершенство как условие богообщения в трудах преподобного Симеона Нового Богослова
Введение
Актуальность. Нравственное совершенство - это идеал в развитии лич-ности человека, носящего образ Божий. Однако стремление к нравственному совершенству теряет смысл и высшую мотивацию, если оно не подчиняется идее общения с Богом.
Дар общения с Богом - это великое достоинство и отражение образа Бо-жьего в человеке. От Адама, первого обитателя рая, до пророков Авраама, Моисея и Иова, псалмопевца Давида, царя Соломона и других праведных и святых Божьих Господь сохранил свое богоподобное творение через свое непосредственное общение с ним. Если общение с Богом было прямым и доступным для первых людей, то познание Бога стало делом избранных особенно благочестивых людей, когда человечество удалилось от небесных жилищ, а человек укоренился в грехе и, следовательно, в конфликте с Богом.
Православная Церковь в своем стремлении обустроить духовную жизнь человека в своем учении о спасении инструктирует нас следовать образу жиз-ни, соответствующему высшему закону. Поэтому актуальность соответствия образа жизни и, следовательно, нравственного облика человека божественной идее его высшего предназначения всегда остра с того момента, как человек был поврежден первородным грехом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Духовный опыт и учение преподобного Симеона Нового Богослова о богообщении. 6
1.1. Житие и духовный опыт преподобного Симеона Нового Богослова. 6
1.2. Место учения о богообщении в богословии преподобного Симеона Нового Богослова. 16
2. Необходимые условия богообщения в учении преподобного Симеона Нового Богослова. 31
2.1. Обожение как цель нравственной жизни христианина по мысли преподобного Симеона. 31
2.2. Нравственное совершенство как важнейшее условие богообщения 42
Вывод 53
Список литературы 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия. Издательство Московской патриархии русской православной церкви. Москва. 2013. С.1733
2. Симеон Новый Богослов, прп. Послание об исповеди // Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произ-ведения в новых переводах: сост. И общ.ред. игум Илариона (Алфеева). Клин: Фонд «Христианская жизнь»,2001. С.107
3. Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические // Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах: сост. и общ.ред. игум Илариона (Алфеева). Клин: Фонд «Христианская жизнь»,2001. С.107
4. Симеон Новый Богослов, прп. Приди, Свет истинный. Избранные гимны: стихотв. пер. с греч., послесл.: игумен Иларион (Алфеев). СПб: Алетейя,2000. С.279
5. Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т.1. Слова 1-52. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1993. 490, VIс. (Репринт. Изд.: Слова прп. Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып.1 М.,1892). С.279
6. Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т.2. Слова 53-92. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1993. 594, IVс. (Репринт. Изд.: Слова прп. Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып.2. М.,1890). С.293
7. Антоний Сурожский, митрополит. Рассказ об архиепископе Василии (Кривошеине) // Кривошеин Василий. Архиепископ. Две встречи. Митрополит Николай Ярушкевич. Митрополит Никодим (Ротов). — СПб.: Сатисъ. — 2003. С.97
8. Благовестник, или толкование Блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырех книгах. Евангелие от Иоанна. М: Лепта. 2001. С.264
9. Василий (Кривошеин), архиеп. «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова: пер. с фр. Т. Миллер. // Альфа и Омега. 2002. №2(32).С.64-83 15. Виноградов Н., свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887. 508, IXс
10. Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды 1952–1983 гг. Статьи. Доклады. Переводы. Нижний Новгород, 1996. С.174
11. Василий (Кривошеин), архиеп. Дух Святой в христианской жизни по учению преподобного Симеона Нового Богослова // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата 1975. №91-92
12. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1996.
13. Культура Византии. Первая половина III-XIв. М.: Наука,1989. С.264
14. Виноградов Н., свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887. 508, IXс.
15. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т.1. Кн.2. СПб., 1907 (Репринт.изд.: М., 1996). С.143
16. Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. 2-е. СПб.: Алетейя,2001. С.124
17. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб: Благовест ,1996. С.237
18. Лосский В. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Боговидение: пер с фр. В.А Рещиковой; сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С.172
19. Малышев М., прот. Мысли св. Григория Богослова о человеке и его назначении». Курс соч. Л.,1971. С.96
20. Начертание христианского нравоучения, М. 1895. С.287
21. Попов И.В. Идея обожения в древней восточной Церкви. М, 1909. С.292.
22. Православие. Том 1 митрополит Иларион (Алфеев) Спасение как обоже-ние. М. 2020. С.265
23. Сарычев В. Святоотеческое учение о богопознании // Богословские Тру-ды. Сб. 3. М.: Изд-во Московской патриархии, 1964. С.345
24. Сергиевский Н., свящ. Восточная антропология Отцов и Учителей III-IV веков (в двух томах). Канд. Соч. Т.2. Л.,1983. С.432
25. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы I-III веков. 2е изд. Париж: YMKA PRESS,1990. С.260
В 1-м нравственном слове Симеон говорит о том, каким будет человече-ское тело после всеобщего воскресения: он сравнивает человека с ангелами и говорит, что воскресшие тела будут духовными. Тем не менее, он отмечает, что ангелы нематериальны по сравнению с нами, хотя они "телесны" по сравнению с Богом, и ссылается на апостола Павла (1 Коринфянам 15:44).
В "нравственных словах" преподобный Симеон идет еще дальше. Поэтому, когда он говорит о Таинстве воскресения и подтверждает, что это таинство совершалось в святом человеке прошлого и продолжается до сих пор, он объясняет: приняв Дух нашего Господа и Бога, мы станем причастниками Его тела и сущности (причастниками этой божественности и сущности).; и вкус полностью един и похож на него. Общение Божественного существа здесь связано с Евхаристией и даром Святого Духа. Это высказывание Св. Симеон – это всего лишь парафраз слов «причастник божественной природы » из Второго послания апостола Петра, однако в следующих строках Симеон несколько ограничивает свои границы, указывая на то, что речь идет о подобии Бога по благодати: когда мы приходим в такое состояние, мы становимся похожими на Бога через благодать в нашем восстановленном первоначальном [состоянии], обновленная душа, непорочная и живая, как воскресшая из мертвых, то есть мы видим кого-то, кого ниспослали, как и нас, и Он смотрит на нас, которым было дано быть похожими на Него, видит, как издалека вы видите лицо друга, с которым разговариваете, к кому обращаетесь и чей голос слышите. Именно так мы подразумеваем личную идентификацию с Богом и общение на расстоянии (долгое), хотя оно подлинно и охватывает всю нашу природу.