Исполнительная власть в государстве
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей в государстве, что и две другие ветви власти – законодательная и судебная.
В рамках реализации своих полномочий в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией РФ и иными законодательными нормами, исполнительная власть самостоятельна и независима. Ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.
Исполнительная власть предполагает достаточно широкий спектр видов государственной деятельности, которая не относится к законодательной и су-дебной власти. Представляет собой достаточно широкую совокупность госу-дарственных органов и учреждений, осуществляющих властно-политические и властно-управленческие функции в соответствующих сферах.
Система органов исполнительной власти направлена, на реализацию за-конов и решений, принимаемых федеральным Собранием, решения референдумов, указы Президента РФ, а также нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Следовательно, основополагающая функция органов исполнительной власти, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых законодательной ветвью власти на всей территории государства. С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть предназначена для организации условий для исполнения законов, используя все законные методы.
Осуществление всех задач и функций предполагает взаимодействие и со-трудничество всех институтов власти.
Содержание
Введение 3
1. Исполнительная власть в государстве 5
1.1. Понятие и признаки исполнительной власти 5
1.2. Функции исполнительной власти 9
1.3. Основные модели исполнительной власти 10
2. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации 19
2.1. Субъекты исполнительной власти 19
2.2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти 22
2.3. Система органов исполнительной власти субъекта РФ 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок и изменений)
2. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.11.2020 г. № 719)
3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20.11.2020 г. № 719)
4. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ)
7. Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»
8. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.10.2021 г. № 1793)
9. Устав Хабаровского края (одобрен постановлением Законодатель-ной Думы Хабаровского края от 30.11.1995 г. № 150) (с изм. и доп.)
10. Закон Хабаровского края от 27.11.2001 г. № 349 «О Правительстве Хабаровского края» (в ред. от 10.11.2021 г. № 248)
11. Постановление Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 г. № 95 «О структуре органов исполнительной власти Хабаровского края»
12. Волков А.М. Обществознание. Основы государства и права: учеб-ник / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общ. ред. А.М. Волкова. - М.: Юрайт, 2021. - 279 с.
13. Виноградов В.А. Конституционное право РФ в 2 ч. Часть 2: учеб-ник / В.А. Виноградов, С.В. Васильева, В.Д. Мазаев; под общ. ред. В.А. Виноградова. - М.: Юрайт, 2019. - 246 с.
14. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции: монография / Р.В. Енгибарян. - М.: Инфра-М, 2019. - 496 с.
15. Конституционное право: учебник / колл. авт.; под общ. ред. П.П. Баранова, А.Ю. Мамычева. - М.: Юстиция, 2017. - 410 с.
16. Конституционно-правовой статус органов законодательной и ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации: учебник / отв. ред. Г.Д. Садовникова. - М.: Инфра-М, 2019. - 128 с.
17. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. - М.: Юрайт, 2021. - 449 с.
18. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2019. - 585 с.
19. Платонов В.М. Принцип единства исполнительной власти в федеративном устройстве современной России / В.М. Платонов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - № 1. - С. 145-160.
20. Россинский Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россин-ский, Ю.Н. Старилов. - М.: Инфра-М, 2018. - 576 с.
Президент РФ – глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1, 2 ст. 80 Конституции).
Президент РФ формально не относится ни к одной из ветвей власти. Од-нако в Конституции РФ закреплен ряд конституционных полномочий Прези-дента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по суще-ству входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Пра-вительство, руководит некоторыми министерствами (в частности, Министер-ством обороны, Министерством иностранных дел). Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.