Особенности использования игровых технологий для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Введение
Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем социально-коммуникативного развития дошкольников - формирование способностей к взаимодействию у детей со сверстниками. Известно, что развитие этих способностей возможно в рамках совместной деятельности. В исследованиях Т.В. Антоновой, Р.С. Буре, Т.И. Ерофеевой, В.Г. Нечаевой, Ф.С. Левин-Щириной и др., изучались возможности трудовой, игровой деятельности для становления и развития коллективных отношений. В работах отечественных психологов (В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др.) изучена динамика общения дошкольников со сверстниками. В частности, в исследовании, Е.О. Смирновой, А.А. Рояк, В.Н. Давидович, доказано, что в старшем дошкольном возрасте потребность в совместной деятельности, в признании и уважении сверстников приобретают личностную значимость для детей этого возраста.
Проблема взаимодействий детей старшего дошкольного возраста со сверстниками исходит из того, что все дети разные, и каждый по-своему особенный. Если не формировать способность к взаимодействию, то возможно непонимание позиции другого, а отсутствие опыта общения не позволит адекватно реагировать на проявление противоположной позиции старших дошкольников в общении и совместной деятельности.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования игровых технологий для развития взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками 7
1.1. Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОО 7
1.2. Развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством игровой технологии 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эффективности использования игровой технологии как способ всестороннего развития детей 23
2.1. Условия применения игровых технологий 23
2.2.Диагностика взаимодействия дошкольников посредством игровой технологии 29
Заключение 31
Библиографический список 33
Библиографический список
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. // Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец // Учебно-методическое пособие СПб.: Детство-пресс, 2011 – 112 с.
2. Артамонова О.В. Организация предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении: учебное пособие для студ. факультета дошк. воспитания: О.В. Артамонова. - Тольятти, 1996. - 236 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 182 с.
4. Бережнова Л.Р. Современные формы организации обучения дошкольников. Методическое пособие. Мурманск: МОИПКРОиК, 2006. 5. - 64 с.
6. Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. - М., 2000.- 236 с.
7. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988.
8. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практическое пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06209-0. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411323.
9. Веракса Н.Е. Игра - зона ближайшего развития ребенка. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011, № 1.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011. - 326 с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 65.
12. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез,2006. – 128 с.
13. Гутник И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И. Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2008. - 248 с.
14. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. - М.: РГУ, 2001, с. 35.
15. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
16. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
17. Закон Российской Федерации “Об образовании”.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000. - 248 с.
19. Игра – это серьезно.//Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.
20. Игровые технологии как средство совершенствования образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования//Социально- коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: Сборник статей/ Автор-составитель Т.В.Волосовец, О.А. Зыкова и др.- М:ООО»Русское слово-учебник»2015 - С.81-87
21. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. – 2007 - №6.
22. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2010. –174 с.
23. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. – 2012. – №5
24. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007. - 240 с.
25. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г. – 123 с.
26. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 216 с.
27. Комлева В.В. Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников: Дис. канд. пед. наук. - М., 2010. - 189 с.
28. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М.: Карапуз, 2010 г. – 144 с.
29. Листик E.М. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ. На основе детского экспериментирования // Дошкольное воспитание. - 2010. - №9
30. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М .: ЛИНКА - ПРЕСС, 2009. - 96 с.
31. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Т. I. - Челябинск, 2011. - С. 140-146.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд. - М.: Академия, 2006.- 268 с.
33. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.: Тривола, 2005
34. Основы дошкольной педагогики / Л.В. Коломийченко [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 157 c. — ISBN 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32075
35. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие.- М.:Сфера, 2010. – 128 с.
36. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – 336 с.
37. Полякова М.Н. Особенности предметно-пространственной среды в группах, реализующих программу «Детство». Сборник «Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005 - 106 с.
38. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. - М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.
39. 68. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 208 с.
40. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками //Учебное пособие/ Е.О. Смирнова. – М.: «Академия», 2000. – 160с. [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM#Часть_II
41. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Детство-Пресс,2012. – 96 с.
42. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ.-метод. обеспечение: пособие для рук. и админ. работников / И.А. Урмина. - М.: Линка - пресс, 2009. - 272 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
44. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.
Игровая деятельность детей в дошкольных образовательных организациях в современных условиях отличается разнообразием. Среди игр, которые используются для развития личности дошкольника, выделяются игры, создаваемые самими детьми под руководством воспитателя. Как правило, речь идет о творческих играх, вклад в которые самих дошкольников уникален и личностно обусловлен. Между тем, в воспитательном процессе также используется игровая деятельность на основе специально разработанных для дошкольников игр, имеющих соответствующее возрасту содержание и определённые правила. Проведённый теоретический анализ позволил нам выявить ряд игровых технологий, способствующих развитию взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Исходя из этих компонентов, которые служат для диагностики уровня взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, нами было использовано более 20 игр.