Политическая агитация :особенности, основные формы, примененные в избирательной кампании
Введение
Конституция РФ провозглашает, что свободные выборы являются высшим и непосредственным выражением власти народа в России. При этом, обязательным условием таких выборов выступают гарантии распространения информации, необходимой для осуществления осознанного волеизъявления и проведения выборов в соответствии с принципом гласности.
Одним из инструментов указанного информационного обеспечения выборов является агитация, способствующая осуществлению гражданами своих конституционных прав, таких как право избирать и быть избранными, право на свободу мысли и слова, право на свободу убеждений, свобода массовой информации и др.
Актуальность темы исследования. Правовое регулирование агитации в процессе избирательной компании получило свое развитие в 90-х годах ХХ века, в период становления законодательства России, в условиях нестабильности экономического, политического и социального положения страны, что обусловило его нестабильность и даже в некотором смысле противоречивость. Одной из первоочередных задач становится проблема совершенствования правового регулирования агитации, ее финансирования и используемых методов, что приобретает особую значимость в условиях провозглашения России правовым государством. Стоит отметить и значительную сложность агитационных отношений, множественность ее субъектов. Вышесказанное объясняет необходимость исследований в области агитации в избирательных компаниях. Степень научной разработанности темы можно охарактеризовать значительным количеством трудов, посвященных как избирательному праву в целом, так и вопросам агитации в частности. Начало ХХ века в России связано с рассмотрением вопросов избирательных процессов в рамках государственного права, непосредственно проблемам которого посвящены работы В.В. Водовозова, В.М. Грибовского, В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, С.А. Корфа, Н.И. Лазаревского, Б.Н. Чичерина. С 80-х годов ХХ века, с началом проведения масштабных реформ в стране, интерес в избирательному праву возник с новой силой, ориентируясь на отдельную научную отрасль исследования - политологию. В этот период были заложены фундаментальные научные основы избирательного права, авторами которого, в частности, можно назвать С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.И. Ковлера, С.Д. Князева, М.И. Кукушкина, В.И. Лысенко, А.Е. Постникова. Позднее проблемы агитации рассматривались и в ряде специальных исследований по политологии и юриспруденции, среди авторов которых можно выделить С.В. Большакова, В.П. Журавлева, А.А. Малюкова, В.Д. Мостовщикова, Н.В. Хачатурова, В.Н. Фалькова.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Общая характеристика агитации в процессе избирательной кампании
1.1 . Понятие и признаки агитации …………………………………………….. 5
1.2. Объект, субъекты и методы предвыборной агитаии. ………………..…… 9 ГЛАВА II.Формы проведения агитации в процессе избирательной кампании 2.1. Общие условия проведения предвыборной агитации………………………………………………………………………......14
2.2. Характеристика форм предвыборной агитации…………………………..18
ГЛАВА III. Предвыборная агитация в РФ…………………………....………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников информации……………………………27
Список использованных источников информации
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря
2.Федеральный закон от 18.05.2005 №51-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №21. - Ст. 1919
3.Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №25. - Ст. 2485
4.Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №24. - Ст. 2253
Научная и учебная литература
1.Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы / В.Я. Гельман // Полис. - 2011. - №2. - С.11-14
2.Дмитриев Ю.А. Избирательное право России: учебник / Ю.А. Дмитриев. - М.: Приор, 2012. - 384 с.
3.Еремин И.А. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания / И.А. Еремин // Законодательство и практика. - 2010. - №6. - С.10-15
4.Зеленков М.Ю. Политология: учеб. пособие / М.Ю. Зеленков. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 359 с.
5.Кокотов А.Н. Избирательный процесс в России / А.Н. Кокотов. - М.: Юстицинформ, 2011. - 128 с.
6.Лучин В.О. Избирательное право России: учебник / В.О. Лучин. - М.: Норма, 2013. - 410 с.
7.Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки / В.Д. Мостовщиков // Журнал российского права. - 2011. - №5. - С.8-13
8.Мухаев Р.Т. Политология: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2013. - 395 с.
9.Петров Н.А. Выборы органов представительной власти / Н.А. Петров. - М.: Проспект, 2012. - 147 с.
10.Пряхина Т.М. Избирательное право и процесс: учебник / Т.М. Пряхина. - М.: Юристъ, 2012. - 391 с.
11.Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательные системы / А.В. Рыбаков // Социально-политический журнал. - 2010. - №2. - С.22-26
Законодателем установлено, что распространение печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов, осуществляется беспрепятственно на территории Российской Федерации, однако, все указанные материалы должны быть произведены также на территории Российской Федерации. При этом оплата за изготовление данных материалов должна быть произведена предварительно и за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения. В свою очередь, организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты изготовления этих материалов.
Запрещается размещать печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.