Анализ развития и проблем наследия федерализма в России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы, которую я выбрал, заключается в том, что изучение форм и моделей федерализма периода существования СССР и РСФСР помогает не только составить адекватное представление о его динамике в прошлом и настоящем, его опыте и истории развития, но и позволяет разрабатывать концепцию современного федерализма, способствовать восприятию его как специфической политической системы, основанной на российской истории и богатых традициях.
Идеи федерализма, регионального самоуправления обозначились на российской почве достаточно давно. Но они долго не могли реализовать себя в силу господства традиционной системы унитаризма, сформировавшейся в недрах самодержавного строя и воспринятой по наследству режимом советским. И сегодня, когда отечественный федерализм наконец-то не только легитимизован на конституционном уровне, но и становится реальной основой практики государственного строительства, давление вековых традиций прошлого все еще дает о себе знать, вызывая к жизни своеобра
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
§1. Период становления советского государства
§2. Упрочение конституционного статуса и государственного характера советских республик
§3. Процессы децентрализации управления и поиска новой парадигмы федеративного устройства советского государства
§4. Проблемы принципов советского федерализма
§5. Эволюция федерализма в постсоветский период
ГЛАВА II. ОПЫТ СОВЕТСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Анализ основ советского федерализма
§2. Их значение в становлении российского государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы не найден
По отношению к подавляющему большинству своих территориальных единиц РСФСР представляла собой чистую модель унитарного государства.
Властные структуры в союзных и автономных республиках выполняли чисто декоративную роль. Зависимость республик от центра была близкой к абсолютной. Государственные образования управлялись непосредственно из Москвы, при этом столица контролировала каждый шаг региональных властей. Центральная власть в одностороннем порядке устанавливала объем их полномочий. Не могло быть и речи о какой-либо самостоятельности в экономической, политической или духовной сферах. Все это явилось следствием того, что с самого начала нарушался один из основных принципов построения федеративной государственности - принцип разграничения сферы деятельности федеральных и местных органов власти.
Федеративная форма государственного устройства, оставаясь законодательно закрепленной во всех Конституциях, превратилась в чистую форма