Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

Цель работы состоит в проведении исследования особенностей судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, выявление проблем рассматриваемой сферы и поиск путей их решения
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
31.10.2022
Объем файла
75 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Контроль общества имеет важное значение в обеспечение персоналом учреждении и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашении с участием Российской Федерации. Закрепив суд в качестве одной из ветвей власти, Конституция Российской Федерации выделяет его как полномочный и беспристрастный государственный орган, занимающийся не только правосудием, но и контролем за всеми сферами общественной и государственной жизни. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и государства. 
Часть 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на судебную защиту, которое не подлежит ограничению . Им в полном объеме обладают и осужденные, отбывающие наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это право нашло отражение в большинстве международных документов, закрепляющих стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с правонарушителями. В частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых ООН в 1955 году, определено, что каждый заключенный должен иметь возможность обращаться к судебным властям с просьбами и жалобами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ……………………..……………………………………….………….6

1.1. Сущность, виды и значение судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы....……………………………………….…………………...……………...6

1.2. Нормативно-правовая основа судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ……………………....…………………………………………………....13

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………………………..……………17

2.1. Проблемы организации судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы и пути их решения ………………………………………………………………………...17

2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы …………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….………………….28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Официальные документы, нормативные правовые акты

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ. - 08.01.2001. - № 2. - Ст. 163.
2. Всеобщая декларация прав человека// Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 235 с.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах// Защита прав человека в местах лишения свободы (сборник нормативных актов и официальных документов). М.: Юриспруденция, 2003. 480с.
4. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод// Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. 310 с.
5. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон : от 8 янв. 1997 г. №1-ФЗ : в ред. от 11.06.2021 г. № 410-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. - № 2, ст. 198; 2017. - № 52 (часть I), ст. 7933.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ : в ред. от 22.08.2021 N 262-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25, ст. 2954; 2021. - N 27 (часть I), ст. 5090.
8. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1: ред. от 26.05.2021 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993.- № 33. - Ст. 1316.
9. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 : ред. от 02.07.2021 // Рос. газета. -2004. - 19 октября.
10. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р// Собрание законодательства РФ. - 2021. - N 43. - Ст. 5544.

Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники

11. Алексеев, В. В. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте // Вестник Кузбасского института. − 2016. − № 3 (28). − С. 9−12.
12. Артемьев, Н.С. Соблюдение законности и прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. − 2016. − № 2 (24). − С. 5−10.
13. Артемьев, Н. С., Розуван, А. М., Семенов, А. В. Соблюдение законности и соблюдение прав человека в учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. − 2014. − № 4. − С. 79−82.
14. Борсученко, С.А. Понятие и содержание контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания //Вестник Российской правовой академии. − 2011. − № 3. − С. 59−62.
15. Бутько, Л.В. Современное значение некоторых аспектов теорий законности и правового государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. − 2016. − № 7 (74). −С. 12−15.
16. Вырастайкин, В. Условно-досрочное освобождение // Законность.- 2006. − № 2. − С. 52−55.
17. Губайдуллина, Э.М. К вопросу о пределах применения условного осуждения // Вестник экономики, права и социологии. − 2018. − № 4. − С.145−148.
18. Кияйкин, Д.В. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний // В сборнике: Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общей редакцией А.А. Вотинова. − М., 2016. − 218с.
19. Князьков, А.С. Условно-досрочное освобождение: проблемы и тенденции // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. − 2015. − №2 (16). − С. 64−67.
20. Лисина, О.В. Некоторые вопросы обеспечения законности в уголовно-исполнительной системе // Актуальные проблемы российского права. − 2015. − № 12. − С. 60−65.
21. Майстренко, Г.А. Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Путь науки. − 2015. − № 11 (21). − С. 1315.
22. Семухин, О. А. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». − 2015. − Т. 22. − С. 21−25.
23. Шалумов, М.С. Проблемы совершенствования правового статуса государственного обвинителя как участника судебного разбирательства //Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: тез. науч.−практ. конф. − М., 2019. − Ч. 2. − С. 67−70.
24. Шеслер, А.В., Шеслер, С.С. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый федеральными органами государственной власти // Вестник Кузбасского института. − 2014. − № 4 (21). − С. 68−72.

 

Изменения уголовно-исполнительного законодательства, в соответствии с которыми законодательно закреплена возможность осужденных непосредственного обращения в суд для решения вопроса об условно-досрочном освобождении, усугубили негативное отношение судей к рассматриваемому виду деятельности. Так как ходатайства осужденных потоком «хлынули» в судебные органы, увеличилась нагрузка на судей, соответственно ждать повышения эффективности судебной деятельности по делам об условно-досрочном освобождении в таких условиях не приходится. Однако, наличие трудностей организационного характера, отсутствие необходимого количества судей и т. д. не может, по нашему мнению, служить оправданием некачественной работы судебных органов.
Вопросы условно-досрочного освобождения рассматриваются судьей единолично, в связи с чем велика вероятность субъективизма. Данная проблема, как нам представляется, может быть решена с помощью создания механизма дополнительного контроля вышестоящими судами. Так, например, при обобщении судебной практики возможно рассмотрение судебных материалов дел об условно-досрочном освобождении с целью проверки законности вынесенных судом решений, а также выявления недостатков данной судебной деятельности.