Правовое регулирование государственной тайны

Целью является изучение общественных отношений, связанных с конституционной и правовой дисциплиной государственной тайны, выявление ее характеристики, особенности регулирования в отношении законодательства и разработки практических предложений и рекомендаций по повышению эффективности конституционно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
31.10.2022
Объем файла
66 Кб
Количество страниц
19
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Защита государственной тайны является средством обеспечения суверенитета государства и непосредственно связана с его функциями и интересами, поэтому правовое регулирование государственной тайны требует глубокого теоретического осмысления.
Актуальность темы заключается в том, что благополучная жизнь любого государства неотделима от обеспечения его безопасности. Неоднократно Глава Российского Государства указывал на то, что одним из основных направлений деятельности государственных органов является укрепление безопасности государства. Безопасность государства во многом зависит от взвешенной информационной политики и, в частности, от способности регулировать информационный ресурс.
Понятие государственной тайны известно с древних времен, предположительно оно появилось одновременно с возникновением античных государств, при этом объем этого понятия и меры по охране государственной тайны напрямую зависели от уровня и характерных особенностей развития конкретного государства.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с разглашением государственной тайны, в российской действительности имеет исторические корни. Еще в дореволюционное время законодательство содержало нормы, направленные на защиту отдельных видов сведений, составляющих государственную тайну. В советский период государственного строительства законодатель уделял особое внимание правовому институту государственной тайны. Система защиты государственной тайны, сложившаяся в СССР, во многом повлияла на законодательство Российской Федерации.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Государственная тайна в системе общеправового понятия тайны 7

1.1. Тайна как правовая категория: понятие и основные характеристики 7

1.2.  Защита государственной тайны в Российской Федерации 9

1.3.   Должностные лица, допущенные к государственной тайне в Российской Федерации 11

Глава 2. Правовое регулирование института государственной тайны в Российской Федерации 15

2.1.  Особенности тайны как объекта конституционно-правового регулирования 15

2.2.  Органы защиты государственной тайны 19

Заключение 22

Список используемой литературы и источников 24

Список используемой литературы и источников

1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2) "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)

3) Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция)

4) Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция)

5) Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 25.03.2021) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"

6) Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 30.10.2021) "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности"

7) Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 20.10.2021) "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"

8) Верютин В.Н. Отдельные аспекты защиты государственной тайны в Российской Федерации / В.Н. Верютин // Вестник Воронежского института МВД России. - 2009. - № 2.

9) Верютин В. Н. Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право / В.Н. Верютин. - Воронеж, 2011.

10)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0#%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0,_%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 

11)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 

12) https://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-taina-kak-obekt-konstitutsionno-pravovogo-regulirovaniya

Любое ограничение права человека на информацию должно быть соразмерно конституционно признанным целям такого ограничения. Отсюда следует, что «в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать такие способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту». При определении средств защиты интересов государства законодатель «должен использовать лишь те из них, которые для конкретной правоприменительной ситуации исключают возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод».