Психологическая готовность детей к школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Психологическая готовность к школьному обучению, является одним из важнейших этапов развития дошкольников. Переход из детского сада в школу – это не только изменения в привычном образе жизни, но и выстраивание новых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, принятие новой роли «Школьника».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. 5
1.1 Общая характеристика понятия «готовность к школьному обучению» в отечественной и зарубежной психологии. 5
1.2 Условия формирования психологической готовности к школьному обучению 10
1.3 Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам психологической подготовки детей к школе. 15
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 20
2.1 Разработка программы диагностики психологической готовности к школьному обучению 20
2.2. Разработка программы диагностики психологической готовности к школьному обучению 24
Заключение 29
Список литературы 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. —СПб.: Питер, 2009. — 398 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.
3. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 С.327-338.
4. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12-2 С.187-188.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2009. — 208 с.
6. Д. В. Солдатов, 2001. Методика «Оценка мотивационной готовности», «Мотивационные предпочтения».
7. Домашняя подготовка детей к школе: развивающие задания, игры, упражнения, тесты. Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование. [Электронный ресурс]. URL: https://heaclub.ru/domashnyaya-podgotovka-detej-k-shkole-razvivayushhie-zadaniya-igry-uprazhneniya-testy-psihologicheskaya-i-emocionalnaya-podgotovka-detej-k-shkole-testirovanie?ysclid=l1vc4jiw9v
8. Исаева, Ирина. Путь в страну знаний: Программа психологической подготовки к школе в детско-родительской группе/И. Исаева//Школьный психолог.–2016.–No 5/6. – С. 32–35.
9. Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. №8-4.
10. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
11. Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/23058
12. Максимова С. М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 25-27.
13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2004. С.256
14. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО. Под ред. Редькиной Т.В. –М.: Просвещение, 2016. – 110 с.
15. Параничева Т. М., Тюрина Е. В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет // Новые исследования. 2012. №1 (30) С.135-144.
16. Паутова В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. 2015. №10 С.96-100.
17. Рыскулова М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе // Вестник БГУ. 2014. №5 С.65-68.
18. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // ЗПУ. 2014. №3 С.185-188.
19. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1 С.28-30.
20. Сергеева О.А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // БМИК. 2014. №11 С.1292-1294.
21. Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2015. №S1 С.146-150.
22. Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3 С.524.
23. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №9 (64) С.58-61.
24. Трясорукова Т.П. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Диагностика, активизация, рекомендации. Феникс, 2021.
25. Условия формирования готовности к школьному обучению | Статья (подготовительная группа) [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/09/30/usloviya-formirovaniya-gotovnosti-k-shkolnomu
26. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. М., 2011.
27. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
28. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2014. №1 С.46-55 an.snauka.ru/2017/03/2
Чтобы проследить становление возможности принятия школьниками учебной задачи переориентация на способ действия, рассмотрим развитие игры как ведущей деятельности.[14, с.110].
В ДОО базой исследования личности ребенка является наблюдение.
Все воспитатели детского сада должны уметь изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития. Отличительной чертой изучения детей от научно психологического исследования, которое устанавливает общие закономерности психического развития, является то, что у воспитателя другая цель: выяснение индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, позволяющих найти целесообразный подход к нему.
Знание единых закономерностей психического развития детей, а также условия и причины формирования его возрастных этапов – является одним из условий успешного изучения детей воспитателем. Это знание покажет на какие именно проявления ребенка нужно обратить внимание, позволит предположить о причинах, которые вызывают разные отклонения в развитии отдельных детей, и найти рациональные пути воспитательного воздействия.
Включенное наблюдение – один из наиболее эффективных методов. Находясь все время с детьми, воспитатель имеет возможность изучать их в естественных условиях, то как его присутствие, являясь для детей привычным, не нарушает обычного течения их жизни. Воспитатель таким образом многое замечает в поведении ребенка, составляет определенное мнение о личности каждого воспитанника. Однако специальные исследования показывают, что такое мнение бывает верным, как правило, не более чем на половину.