Учение о границах Церкви священномученика Иллариона Троицкого и патриарха Сергия (Страгородского)

Целью работы является выяснение сходства и различий во взглядах священномученика Илариона (Троицкого) и Патриарха Сергия (Страгородского)
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2022
Объем файла
8965 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Экклезиологические вопросы на сегодня находятся в центре богословских обсуждений. Как указывает В. Н. Лосский, «основная догматическая тема нашего времени – учение о Церкви».  И проблемы экклезиологии, где вопрос о границах Церкви является их частью, появились не сегодня, не вчера, не при начале возникновения экуменического движения, а еще в период отделения Западной Церкви. Потому что одной из причин того раскола было искажение экклезиологического сознания отделившейся иерархии.  Когда говорится о границе Церкви в христианском богословии, то подразумевается определение принадлежности к единой Христовой Церкви  отдельных лиц, христианских сообществ (конфессий, деноминаций, различных общин). Выяснение границ Церкви представляет в настоящее время сложную богословскую проблему, которая включает в себя догматический, канонический, сакраментальный, харизматический аспекты.  Вопрос о границах Церкви особенно значим для православного богословия в XX-XXI веках в силу развития в мире экуменистического движения и, как следствие, появление различных межконфессиональных богословских диалогов. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Взгляды священномученика Иллариона (Троицкого) 6

 1.1. Об экклезиологии 6

 1.2. О таинствах вне Церкви и различиях в чиноприеме еретиков 14

Глава 2. Взгляды патриарха Сергия (Страгородского) 23

 2.1. Об экклезиологии 23

 2.2. О таинствах вне Церкви и различиях в чиноприеме еретиков 28

Глава 3. Сравнительный анализ взглядов 42

 3.1. По экклезиологии 42

 3.2. По таинствам вне Церкви и чиноприему еретиков 43

Заключение 51

Список источников и литературы 55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

Источники

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. - М.: Российское Библейское Общество, 2004.

2. Иларион (Троицкий), свт. Священное Писание и Церковь - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/svjashhennoe-pisanie-i-tserkov/ (дата обращения: 23.10.2022)

3. Иларион (Троицкий), свт. Христианства нет без Церкви - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/khristianstva-net-bez-tserkvi/ (дата обращения: 23.10.2022)

4. Иларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997 – 575 с.

5. Иларион (Троицкий), архиеп. Христианство или Церковь - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/hristianstvo-ili-tserkov/ (дата обращения: 24.10.2022)

6. Иларион (Троицкий), архиеп. Единство Церкви и Всемирная Конференция Христианства - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/edinstvo-tserkvi-i-vsemirnaja-konferentsija-khristianstva/ (дата обращения: 24.10.2022)

7. Иларион (Троицкий), свщмч. Творения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004 - 600 с.

8. Иларион (Троицкий), свщмч. Единство идеала Христова (Письмо к другу). 1915 г.) - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/edinstvo-ideala-khristova/ (дата обращения: 28.10.2022)

9. Иларион (Троицкий), свщмч. Вифлием и голгофа (Письмо к другу, 1915 г.). - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/edinstvo-ideala-khristova/ (дата обращения: 28.10.2022)

Литература

10. Сергий (Страгородский), патр. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragorodskij/otnoshenie-pravoslavnogo-cheloveka-k-svoej-tserkvi-i-inoslaviyu/ (дата обращения: 25.10.2022)

11. Сергий (Страгородский), патр. Есть ли у Христа наместник в Церкви? - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragorodskij/est-li-u-hrista-namestnik-v-tserkvi/ (дата обращения: 25.10.2022)

12. Сергий (Страгородский), патр. Разбор инославных учений об оправдании. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragorodskij/razbor-inoslavnyh-uchenij-ob-opravdanii/ (дата обращения: 25.10.2022)

13. Сергий (Страгородский), патр. Об отношении Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragorodskij/ob-otnoshenii-tserkvi-hristovoj-k-otdelivshimsja-ot-nee-obshhestvam/ (дата обращения: 25.10.2022)

14. Сергий (Страгородский), патр. Значение апостольского преемства в инославии. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragorodskij/znachenie-apostolskogo-preemstva-v-inoslavii/ (дата обращения: 26.10.2022)

15. Зайцев А. А., Границы Церкви // Православная энциклопедия, том 32, стр. 265-283 - URL: https://www.pravenc.ru/text/166375.html (дата обращения: 20.10.2022)

16. Цыпин В., прот. К вопросу о границах Церкви. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/prisoedinenie-inoslavnyh-k-voprosu-o-granitsah-tserkvi/ (дата обращения: 22.10.2022)

17. Лосский В. Н. Спор о Софии. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/spor-o-sofii/ (дата обращения: 22.10.2022)

18. Горбачев А. А. Опыт систематического изложения богословия священномученика Илариона (Троицкого). - URL: http://www.pravoslavie.ru/69130.html (дата обращения: 23.10.2022)

Ранее уже отмечалось в отношении инославных обществ, что практика принятия их в Церковь разнообразна, неустойчива. Поэтому имело большое значение церковная икономия. При этом для Церкви существует черта, которую она не преступает в принятии инославных:  отсутствие епископской хиротонии, сохранившейся от Апостолов, и апостольского учения о священстве. И в данном вопросе церковная икономия неприемлема: Церковь не примет членов такого общества без миропомазания (третьим чином), не примет в клир без православной хиротонии. Таким образом присутствие апостольского преемства выделяет такое общество из прочих и, следовательно, позволяет принимать в свой клир без хиротонии.  Таким образом, если Православная Церковь осуществляет принятие инославных священнослужителей в их сущем сане в связи с признанием их священства, то возникает вопрос как соотнести с этим тот факт, что в течение истории были перемены в отношении обществ, имевших такое преемственное от апостолов священство. В частности католики. При этом тоже нельзя забывать тот факт, что Церковь не без рассуждения относится и к своим, совершенным в Церкви православным хиротониям. Исторически имели место хиротонии, которые были признаны в Православной Церкви недействительными. В общем, чтобы понять эти перемены, нужно понимать, что при перепене определенных обстоятельств церковной жизни будут изменяться и описанные ранее снисхождения к конкретному инославному обществу. Но когда это снисхождение уже не служит в содействии спасению наибольшего числа людей или вообще мешает ему, то это снисхождение отменяется. Это и есть объяснение той мнимой бессистемности и изменчивости в отношениях Православной Церкви к инославию.