Совершенствование тактических действий бегунов на средние дистанции у девушек 15-16 лет
Введение
Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Бег на средние дистанции – совокупность легкоатлетических беговых дисциплин, объединяющая дистанции, длиннее, чем спринтерские, но короче, чем длинные. В большинстве случаев к средним дистанциям относят 600 м, 800 м, 1000 м, 1500 м, 2000 м, 3000 м, 3000 м с препятствиями. Наиболее престижными, олимпийскими, являются дистанции на 800 м, 1500 м и 3000 м с препятствиями. За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе теория и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления тренера. Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель. Для её достижения нужно лишь регулярно, упорно тренироваться. Современная лёгкая атлетика требует от спортсменов большой запас двигательных навыков и выносливости. Исходя из этого, изучение показателей спортсменов разного уровня подготовленности позволяет эффективно управлять тренировочным процессом легкоатлетов.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы индивидуальной тактической подготовки бегунов-девушек 15-16 лет на средние дистанции 6
1.1. Степень исследования проблемы тактической подготовки легкоатлетов в теории и методике спортивной тренировки 6
1.2. Содержание и характеристика индивидуальной подготовки бегунов на средние дистанции 8
1.3. Особенности тренировочного плана легкоатлеток на средние дистанции в группах спортивного совершенствования 9
Глава 2. Методические аспекты индивидуальной тактической подготовки легкоатлеток 12
2.1. Учет выраженности основных физических качеств и тактических умений у бегунов для индивидуализации тренировочного процесса 12
2.2 Управление индивидуальной тактической подготовкой в зависимости от основных психических свойств и физических качеств бегуна 13
Глава 3. Исследование, результаты 15
3.1. Разработка методики совершенствования общей выносливости бегунов на средние дистанции 15-16 лет 15
Выводы 20
Список литературы
1. Андерс Хансен., Беги, мозг, беги! Как с помощью тренировок помочь мозгу стать креативнее, думать быстрее и перестать нервничать, 2019 – 8-10с.
2. Аршинник, С. П. Содержание элементов легкоатлетического кросса в физическом воспитании школьников/ С.П. Аршинник // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016.– №1.– С.24
3. Валкина, О. Н.Игровая деятельность как фактор приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями/ О.Н. Валкина, Ф.М. Кодолова, Е.Е. Фунина// Педогогическо-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С. 129-136
4. Воробьев М., Притяжение сверхмарафона. Психология, питание и подготовка, 2019 – 14с.
5. Дин Карназес., Бегущий без сна. Откровения ультрамарафонца, 2017 – 19-20с.
6. Кривошеина Г., Как начать бегать и не бросить. Пошаговая инструкция, 2020 – 19 с.
7. Логинов, В.В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников. В.В. Логинов // Педогогическо-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С.180-188.
8. Локтев, С.А. Организационно-педагогическая концепция преобразования системы подготовки спортивного резерва на средние и длинные дистанции:Автореф. дис...канд. пед. Наук/ С.А.Локтев.- СПб.: Печать, 2015.- 24 с.
9. Мануйлов, С.И. Теория и практика физической культуры[Текст]/ С.И. Мануйлов // Научно-теоретический журнал. – М., 2016
10. Меган Кита., Runner’s World How to Make Yourself Poop: And 999 Other Tips All Runners Should Know, 2018 – 2-3с.
11. Мураками Харуки., О чем я говорю, когда говорю о беге, 2016 – 60с.
12. Наумович Е.С.Эффективность скоростно-силовой подготовки в учебно-тренировочном процессе волейболистов высокой квалификации / Е.С. Наумович, И.П. Сивохин, А.П. Калашников, В.С. Ташлыков // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. –2016. – № 1. –С. 111-115.
13. Рональд Ренг., Зачем мы бегаем? Теория, мотивация, тренировки, 2018 – 1-8с.
14. Русаков А.А. Методика развития специальных двигательных способностей волейболистов групп начальной подготовки / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2016.–№ 3 (133). –С. 1-2, 207-209.
15. Русаков А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А.А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С.201-205.
16. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. изд. 2-е, испр. и доп/ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб.- М. :Олимпия Пресс, 2015.- 11, 51-55, 120-124 с.
17. Строфилов Ю., Не про бег, 2019 – 7 - 15с.
18. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 2016. - 175 с.
19. Чирли Энгл., Running Man. Как бег помог мне победить внутренних демонов, 2019 – 44с.
20. Шагабутдинов Р, Безуглов Э., Заряжен на 100%. Энергия. Здоровье. Спорт, 2017 – 56с.
Показатели теста в беге на 400 м у испытуемых контрольной группы к концу эксперимента существенно не изменились: 56,5 секунды в начале и 55,9 секунды конце эксперимента. Прирост результатов составил 0,6сек или 1,11%. В то же время прирост результатов в экспериментальной группе составил 56,8 с в начале и 53,8 с в конце эксперимента, улучшение на 3,0сек или на 5,76%. Заметно существенное превосходство экспериментальной группы, различия достоверны.
Результат в беге на 600м в контрольной группе изменился, но незначительно: с 1,30,1сек в начале и 1,28,6сек в конце эксперимента. Прирост составил 1,5сек или 1,73%. В экспериментальной группе этот же показатель равен 1,29,4сек в начале и 1,26,5сек в конце, прирост составил 2,9сек или 3,43%. Различия в приростах результатов в группах в конце эксперимента достоверны. Коэффициент выносливости в контрольной группе практически не изменился: с 4,79 в начале эксперимента до 4,71 – в конце, что составило 1,73%, тогда как в экспериментальной он возрос с 4,77 до 4,61, или 3,47% . В результате проведенных исследований выяснилось, что учащиеся показывают достаточно хорошие результаты в тестах, которые используются для оценки уровня развития общей выносливости.